Уличное освещение делает жизнь комфортнее и повышает безопасность людей. В больших городах основные вопросы уличного освещения уже давно решены, а для населённых пунктов, расположенных в сельской местности, это зачастую большая проблема.
По закону в сельской местности организацией уличного освещения на столбах занимаются органы местного самоуправления. Однако случается так, что они не слишком с этим спешат. Простым жителям приходится отстаивать свои законные права в суде РФ.
Учитывая множество положительных судебных решений по данному вопросу, в статье будут подробно рассмотрены требования нормативных документов к организации освещения, нормы освещённости и лица, ответственные за установку и эксплуатацию фонарей.
В каких законах и нормативно-технических документах прописаны требования
Вопросы организации благоустройства территорий, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с требованиями пунктов ст. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2021 г. относятся к полномочиям сельских поселений.
Решением советов депутатов сельских поселений могут приниматься правила, определяющие благоустройство поселений.
Необходимость создания благоприятных условий для проживания населения и обеспечения его здоровья при планировании и строительстве зданий в сельских поселениях указывается в п. 1 ст. 12 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Требования, предъявляемые к системам наружного освещения для дорог, тротуаров, улиц, стоянок и подобных территорий, указаны в ГОСТ Р 54305-2011. Методика расчётов при организации систем освещения для разных объектов дорожной или уличной инфрастуктуры содержится в ГОСТ Р 55708-2013.
При планировании и строительстве городских и сельских поселений применяются строительные нормы и правила. Нужно отметить, что строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89, которые были зарегистрированы как СП 42.13330.2010, устарели и уже не действуют.
Вместо них применяется актуализированная редакция свода правил СП 42.13330.2016. В данном документе есть ссылка на СП 52.13330.2016, где указаны требования к искусственному освещению.
к содержанию ↑Основные нормы уличного освещения
Для обеспечения безопасных условий при движении транспорта и пешеходов в тёмное время суток применяется стационарное наружное освещение. Требования к средней освещённости и её равномерности указаны в таблице 7.11 свода правил СП 52.13330.2016.
Нормы, указанные в этой таблице, минимально допустимые. Ниже указанных значений освещённость быть не должна. Это учитывается как при проектировании, так и при эксплуатации систем освещения улиц в селе.
Даже если мощность и количество светильников выбраны правильно, по прошествии времени освещённость может снизиться из-за загрязнения или других причин. Для поддержания требуемого уровня освещённости необходимо постоянное периодическое обслуживание систем освещения.
к содержанию ↑Кто должен платить за установку, обслуживание и эксплуатацию фонарей
В соответствии с требованиями ст. 19 ч. 1 Федерального закона №131-ФЗ обязанность благоустройства сельского поселения лежит на органах местной власти. Благоустройство территории, особенно социально значимых объектов, напрямую зависит от наличия освещения.
При отсутствии уличного освещения граждане могут обратиться в местные органы самоуправления с заявлением. Заявление рассматривается администрацией. В течение этого времени может быть сформирована комиссия для оценки ситуации на месте.
После этого администрация ищет подрядчика, который производит проектирование, установку мачт, монтаж светильников и кабеля, последующее техническое обслуживание. Обеспечение требуемого уровня освещённости является обязанностью главы администрации. Именно он должен заключать договоры со специализированными организациями по установке, обслуживанию и эксплуатации фонарей.
На эти цели из бюджета должны выделяться денежные средства. После установки опор с фонарями и их подключения к электроснабжению система уличного освещения принимается на баланс сельского поселения. Для оплаты электроэнергии при эксплуатации фонарей и для их технического обслуживания в местном бюджете выделяется специальная статья расходов.
к содержанию ↑Кто ответственный за монтаж и содержание светильников и сетей в исправном состоянии
Обычно в качестве подрядчика выступают местные энергоснабжающие организации. Они выполняют в порядке предоставления дополнительных услуг разработку плана, монтаж системы освещения, её подключение к линиям электроснабжения и поддержание системы в технически исправном состоянии.
Установку опор с фонарями, протяжку линий электроснабжения и монтаж приборов контроля и учёта потреблённой электроэнергии может выполнять специализированная подрядная организация, а последующее техническое обслуживание – энергоснабжающая организация.
Данный вопрос решает заказчик, то есть местная администрация, исходя из экономической целесообразности.
к содержанию ↑Какие обычно используются фонари и какие выбрать из современных
Источником света, установленным в фонарях уличного освещения, могут служить лампы следующих типов:
- Накаливания.
- Галогенные.
- Люминесцентные.
- Газоразрядные.
- Светодиодные.
Из перечисленных выше источников света лампы накаливания отличаются самой низкой стоимостью. Однако у них небольшая эффективность, так как по потреблению электроэнергии они превосходят лампы остальных типов. Также у них самая низкая световая отдача и невысокий срок службы, который обычно не превышает 2 тысяч часов.
Срок службы галогенных ламп больше, чем ламп накаливания, в 2 или 3 раза. Их светоотдача тоже выше. Это обусловлено улучшенной конструкцией ламп.
По экономичности, светоотдаче и сроку службы люминесцентные лампы превосходят галогенные и лампы накаливания. Их светоотдача может достигать 80 Лм/Вт, а срок эксплуатации – до 10 тысяч часов.
Однако люминесцентные источники света уступают по своим основным характеристикам газоразрядным. Светоотдача таких источников света может достигать от 105 до 113 Лм/Вт, а срок службы составляет от 10 до 20 тысяч часов.
Самые эффективные по потреблению электрической энергии – современные светодиодные лампы. У них значительный срок службы и высокая светоотдача, достигающая 115 Лм/Вт. К достоинствам этого вида источников света относят безопасность для окружающей среды, так как они не содержат ядовитых веществ. Именно такие лампы – лучший выбор.
Фонари уличного освещения должны соответствовать источнику света, который в них устанавливается.
Светильники должны быть герметичными и обладать требуемой механической прочностью для защиты внутренних частей от воздействия неблагоприятных погодных условий.
к содержанию ↑Заключение
Вопросами обеспечения уличного освещения должны заниматься только органы местного самоуправления. Граждане не вправе самостоятельно устанавливать светильники на опорах, если они отсутствуют, и подключать к линиям электропередач без заключения договора. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности за хищение электроэнергии.
Предыдущая