Ассортимент товаров в современных магазинах широкий. Торговых точек много, у покупателя есть выбор. Тем более что многие магазины определённого региона вынуждены продавать один и тот же товар, наиболее доступный на оптовых базах и складах. Конкуренция побуждает торговые объекты повышать качество обслуживания. Немаловажную роль в этом играет освещение магазина. Оно позволяет создать благоприятную обстановку для покупателя, акцентировать его внимание и повлиять на ощущения. Специалисты рекомендуют использовать светодиодное освещение магазина. Рассмотрим, почему.
Нормы и требования к освещению торговых площадей
В СП 52.13330.2016 (таблица Л.1, пункты 78-89) утверждены следующие требования к освещению торговых залов и площадей магазинов:
- торговые залы супермаркетов – 500 Лк;
- освещение для магазина одежды должно быть в пределах 200-500 Люкс (Лк);
- площади магазинов без самообслуживания – не менее 300 Лк;
- для магазинов мебели, стройматериалов, посуды и др. – не менее 300 Лк;
- примерочные, рекламные площадки одежды – 300 Лк;
- освещение зоны касс – 300-500 Лк.
к содержанию ↑Напоминаем: единица измерения освещённости – Лк (люкс, от латинского lux – свет) – входит в Международную систему измерений (СИ). 1 Лк равен освещенности площади 1м² источником со световым потоком 1 люмен (Лм). Люмен также входит в СИ и является световой величиной, определяющей полный световой поток, исходящий от источника.
Чем измерить освещённость
На практике измерения в люменах не используются, так как эта величина содержит весь поток луча, включая рассеиваемый свет. Измерить освещенность можно в люксах с помощью специальных приборов – люксометров. Они показывают фактическую освещённость в конкретном месте. Её значение выдаётся в люксах.
Для точности изменения тестирование делают в нескольких местах, так как распределение светового потока может быть неравномерным. Результатом является среднее значение. Если в правилах указано «не менее» определённой величины, то при измерении не должно быть зон с меньшим значением, чем указано в инструкциях.
к содержанию ↑Как правильное освещение влияет на продажи
Правила – это одно. Если в положении указана разбежка, то не имело бы смысла использовать верхнее значение инструкций только для того, чтобы избежать штрафных санкций. Ведь плата за освещение магазина тянет за собой строку расходов, однако именно в таких магазинах наибольшая яркость освещения.
Специалисты, исследовавшие зависимость освещения от уровня продаж, заявляют, что некачественным светом снижают выручку до 40%. Если используется дополнительная подсветка товаров, объем их реализации повышается на 20-25%. Для этого заостряют внимание на изделиях лучшей освещённостью, причём она не должна слепить. Цветовую температуру акцентирующего света подбирают согласно категории товара, его окраски и внешних свойств. Подробнее об этом написано ниже.
И действительно, покупатель, делая выбор в пользу определённого экземпляра, оценивает его внешний вид. При правильно подобранном освещении предметы выглядят изящнее и новее. Плохое освещение придаёт товару черты испорченности, поврежденности. Это справедливо не только для продуктов питания, но и для одежды, аксессуаров и разных изделий.
к содержанию ↑Какие светильники выбрать
Подбирают светильники по углу рассеивания, чтобы обеспечить равномерность освещения согласно высоте их расположения. Сделать это можно экспериментально, используя опытные светильники с разными углами рассеивания. Также производят расчёты, используя шаблонный Рисунок 1 (см. ниже).
Акцентная подсветка товара должна покрывать зону его расположения. При этом желательно учитывать экономичность использования светового потока.
Матовые рассеиватели типа «опал» обладают неслепящим эффектом. Такие типы светильников лучше использовать для дополнительного освещения витрин. Однако у них минимальный уровень проницаемости света 60-75%. Это снижает энергоэкономичность светильников. Рассеиватели типа «Призма» и «Колотый лёд» имеют проницаемость на уровне 87-90%. Их используют для основного освещения. Если приборы размещают на уровне глаз или ниже, то рассеиватели должны быть закрыты.
При выборе ламп учитывают понятие энергоэффективности. Это параметр, от которого не зависит стоимость осветительного прибора. Показатель зависит от:
- типа светодиодов;
- КПД драйвера;
- светопроницаемости рассеивателей.
Он определяет количество светового потока, которое выдает светильник, затратив 1 Вт электроэнергии.
Есть светильники, у которых этот параметр составляет 130 Лм/Вт и более. Причём цена не привязана к этому значению, а больше к материалам, из которого они изготовлены, и к бренду. Всё же для организации освещения больших площадей лучше использовать изделия с максимальным коэффициентом экономичности. Даже если их стоимость намного больше, а тем более если меньше.
Экономия электроэнергии без уменьшения светового потока покроет затраты не только на приобретение дорогих устройств. Она сделает выгодной эксплуатацию изделий даже с меньшей долговечностью. Поэтому при закупке светильников желательно произвести соответствующие расчёты. Тем более что тарифы на электроэнергию для магазинов и частных предпринимателей выше.
к содержанию ↑Почему сейчас стоит выбрать светодиоды
Ни у одного типа источников света нет такого перечня достоинств, как у LED-светильников. Светодиодное освещение магазина предпочтительно по многим показателям, таким как:
- энергоэкономичность;
- простота обслуживания, монтажа и ремонта;
- минимальный уровень пульсаций света (у исправных светильников);
- отсутствие в спектре вредных излучений (ультрафиолетовых) и малый уровень инфракрасных;
- широкий диапазон уровня защиты IP (от 20 до 66) светильников;
- малая требовательность к питающему напряжению;
- высокая совместимость с блоком аварийного питания (БАП);
- широкий выбор приборов с разным углом направленности, есть модели с возможностью его изменения – карданные светильники;
- узкий спектр излучения, выбор устройств с определённой цветовой температурой;
- стоимость и др.
к содержанию ↑Единственный недостаток – точечное излучение. Он устраняется конструкцией ламп и рассеивателями. Ещё к минусам можно добавить слабую цветоотдачу некоторых светодиодов и пульсации у светильников с некачественными драйверами. Однако есть экземпляры, у которых этот параметр менее 1%. Впрочем, из всех осветительных приборов, питающихся от переменного тока, LED-источники менее всего пульсируют, если не повреждены.
Цветовая температура в зависимости от товаров и типа витрины
Свет разной длины волны оптического диапазона оказывает разное воздействие на зрительное восприятие предметов. Освещение с преобладанием определённого спектра (цветовой температуры) подходит для следующего:
- Теплый свет (от 2700 до 3200 К) – обеспечивает ощущение уюта, подчёркивает яркие цвета, золотые украшения.
- Нейтральный свет (от 3500 до 4500 К) – не вызывает нагрузку на глаза, его рекомендуют использовать для основной группы светильников. Подходит для освещения косметики, мелких и разноцветных изделий, имеет лучшую цветопередачу оттенков.
- Холодный свет (от 5000 до 6500 К) – способствует чёткому восприятию, подходит при освещении изделий из серебра, хрусталя, крупных предметов. Этот спектр максимально точно передаёт все оттенки белых или чёрных тонов.
Витрины товаров, предназначенных для молодёжи, лучше освещать холодными тонами. Предметы домашнего, семейного пользования – тёплыми.
Освещение витрины для магазина обуви должно быть со всех сторон, чтобы товар можно было рассмотреть, не доставая его с полки. Если имеется разноцветная продукция, то применяют нейтральный свет, если жёлтые и коричневые изделия – тёплый. Холодный цвет подходит для спортивной обуви.
к содержанию ↑Индекс цветопередачи
Уровень цветопередачи определяет правдоподобность цветов при искусственном освещении по сравнению с естественным (солнечным) светом. Этот параметр выражается коэффициентом CRI или Ra. Его оптимальное значение – в диапазоне 80-90 Ra. Меньший коэффициент не позволит покупателю нормально оценить цвет товара, больший снижает эффективность освещения.
к содержанию ↑Готовим проект
Сначала планируют акцентное освещение, если рассчитывают использовать узконаправленные светильники. Далее следует спланировать размещение и количество светильников, которые будут освещать торговое помещение по всей его площади. Световой поток у касс, стеллажей и зон около зеркал должен быть большим и соответствовать нормам.
Расчёт мощности и количества светильников
Вся площадь магазина суммируется и умножается на требуемую величину освещённости. Например, есть 300 м² площади супермаркета. У этой территории должна быть освещённость 500 Лк. Таким образом, потребуется освещение общим световым потоком 300×500 = 150000 Лм. Если использовать светильник мощностью 120 Вт и со световым потоком 13800 Лм, то их количество можно рассчитать, разделив общий световой поток на световой поток каждого светильника.
Зависимость высоты установленного светильника, его светового потока и освещённости, которую он создаёт при разном угле освещения, отображена на рисунке 1.
Схема расположения
Составляя схему расположения, учитывают высоту и угол направленности светильников. Если высота потолка большая, применяется подвесной вариант устройств освещения. Мы уже подсчитали, что для площади 300 м² потребуется 11 светильников. Значит, 300 м²/11 = 27,27 м² – площадь, которую должен охватывать 1 светильник. Для всей площади округляют это значение до большей величины, а у кассы – до меньшей.
к содержанию ↑Особенности монтажа в потолки типа Армстронг, Грильято и прочее
Быстромонтируемая подвесная система потолков Армстронг предполагает использование соответствующих светильников. Элементы – пластины и светильники – крепятся на профили, которые держатся на подвесах. Кабели и распределительные коробки для подключения напряжения к светильникам фиксируются к поверхности чернового потолка.
Потолки Грильято имеют ячеистую систему. Модули сделаны в основном из окрашенных алюминиевых профилей. Элементы потолка и светильники крепятся между собой с помощью специальных замков. Держатся они за счёт направляющих, располагающихся по периметру и закреплённых к потолку саморезами или дюбель-гвоздями. Кабели распределяются только по направляющим.
Предыдущая