Почему не работает освещение салона на ВАЗ 2114 — как поменять лампу?

Любой автомобилист знает, насколько неудобно пользоваться машиной в темное время суток при неисправном внутрисалонном освещении. В этой статье мы узнаем, как поменять лампочку в салоне ВАЗ 2114, а также научимся устранять основные неисправности этого светового прибора.

Содержание:

Какие лампочки стоят

В автомобиле ВАЗ 2114 за освещение салона отвечают два фонаря. Один из них, его еще называют штурманским, отвечает за индивидуальное освещение и расположен в передней части потолка между солнцезащитными козырьками.

Фонарь салона ВАЗ 2114
Фонарь индивидуального освещения салона ВАЗ 2114 

В нем используется лампа А12-4-1 (T4W) мощностью 4 Вт.

Лампа освещения
Лампа фонаря индивидуального освещения

Фонарь общего освещения салона ВАЗ 2114 расположен также на потолке, но немного глубже: между стойками, чтобы освещать весь салон.

Плафон освещения салона
Плафон общего освещения салона ВАЗ 2114

В него производитель поставил лампочку АС12-5-1 (C5W) мощностью 5 Вт.

Лампа для плафона общего освещения
Лампа, используемая в плафоне общего освещения

Обе лампочки обычные, накаливания.

к содержанию ↑

Как снять плафон и заменить лампу

Поскольку за освещение салона в ВАЗ 2114 отвечают два плафона, менять лампочки будем в обоих.

Плафон общего освещения

Начнем с него, поскольку замена лампочки в нем производится элементарно и не займет много времени. Для начала немного теории. Включить этот фонарь можно двумя способами: открыв любую из дверей (режим 1) или нажав на один из краев плафона (режим 2).

То есть плафон в этом фонаре качается вокруг центральной оси и исполняет роль выключателя.

переключатель-плафона
Принцип работы переключателя-плафона

На фото цифрами обозначены:

  1. Корпус фонаря.
  2. Стеклянный плафон.
  3. Ось качания.

Для того чтобы снять плафон, достаточно отжать бортик корпуса у оси качания, чтобы отлив на стекле вышел из паза в корпусе. Сделать это можно плоской отверткой или даже пальцем.

бортик корпуса фонаря
Отжимание бортика корпуса фонаря пальцем

Выводим сначала этот край стекла из фонаря, а противоположный выйдет сам.

стекло фонаря общего освещения
Снятие стекла фонаря общего освещения салона ВАЗ 2114 

Снимаем стекло и наблюдаем лампочку, которая зажата двумя пружинными контактами.

Лампочка фонаря
Лампочка фонаря освещения салона 

Отжимаем сгоревший световой прибор в сторону одного из контактов и вынимаем.

сгоревшая лампочка
Снятие сгоревшей лампочки

На место сгоревшей устанавливаем новую, просто защелкнув ее в контакты патрона. Стекло ставим так же, как и снимали: заводим один отлив на стекле в паз корпуса, защелкиваем другой, чуть отжав край фонаря пальцем.

Плафон индивидуальной подсветки

Здесь для работы нам понадобится небольшая плоская отвертка. Заводим отвертку в щель, как показано на фото ниже, и выщелкиваем фонарь из держателя.

штурманский фонарь
Снятие штурманского фонаря ВАЗ 2114

Вынимаем фонарь и видим две колодки, надетые на патрон (отмечены стрелками). Снимаем их простым выдергиванием. В принципе колодки можно не снимать, но со снятыми не придется работать с руками на весу.

Колодки питания
Колодки питания для удобства можно снять

Теперь поочередно отжимаем фиксаторы, помеченные на фото ниже стрелками, и постепенно выдвигаем патрон.

Эти фиксаторы держат патрон в фонаре

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос эксперту
Важно! Фиксаторы, как и сам патрон, очень хрупкие – обычное органическое стекло. Отжимаем очень осторожно, не торопимся и обязательно поочередно, понемногу выдвигая патрон. Сломался фиксатор – патрон можно выбросить.

Патрон вместе с лампочкой у нас в руках.

патрон фонаря освещения ВАЗ 2114
Снятый патрон фонаря индивидуального освещения ВАЗ 2114

Слегка утапливаем лампу, поворачиваем против часовой стрелки и вынимаем. Новую лампу так же утапливаем и поворачиваем по часовой стрелке. Устанавливаем патрон с новой лампочкой на место, проследив за тем, чтобы обе защелки сработали, надеваем на его контакты колодки питания (полярность можно не соблюдать), устанавливаем фонарь в штатное гнездо и нажимаем на него до защелкивания.

к содержанию ↑

Все равно не горит освещение — другие причины

Нередко случается, что после разборки светильника лампа оказывается исправной, но освещение не работает. Что в этом случае можно предпринять? Попробуем найти неисправность своими силами.

Схема плафона основного освещения салона ВАЗ 2114

Для начала взглянем на принципиальную электрическую схему основного салонного светильника ВАЗ 2114.

 Электосхема салонного светильника ВАЗ 2114

Электросхема основного внутрисалонного светильника ВАЗ 2114

Здесь:

  • Х1 – лампа светильника;
  • SW1 – встроенный в светильник переключатель режимов;
  • SW2-SW5 – концевые выключатели в стойках дверей;
  • F – предохранитель в монтажном блоке.

Как видно из схемы, один вывод лампы постоянно находится под напряжением +12 В. При открытии любой из дверей замыкается соответствующий концевой выключатель, и второй конец лампы подключается к кузову (это минус питания) – в салоне загорается свет. Если перевести переключатель SW1 в противоположное положение, то лампа X1 будет гореть независимо от состояния дверей. Таким образом, если:

Свет не горит вообще. Неисправен предохранитель, патрон лампы или переключатель SW1. Исправность предохранителя проверить несложно. Вместе с плафоном освещения салона он питает лампы сигнала торможения, штурманского фонаря, багажного отделения, подсветки замка зажигания, маршрутный компьютер. Если все это работает, то предохранитель исправен.

Если потухло сразу все, то открываем крышку капота и находим монтажный блок. Он находится в моторном отсеке сразу за лобовым стеклом напротив водителя. На фото ниже блок помечен стрелкой.

Местоположение монтажного блока
Местоположение монтажного блока в ВАЗ 2114

Нас интересует предохранитель F3, помеченный на фото ниже стрелкой.

фонарь освещения салона
Этот предохранитель отвечает за фонарь освещения салона

При помощи пинцета, идущего в комплекте, снимаем сгоревший, на его место устанавливаем новый того же номинала (10, в некоторых модификациях 7.5 А).

Далее патрон. Он весь на виду. Снимаем лампочку, осматриваем цоколь и контакты патрона. При необходимости чистим. Остался переключатель. Что с ним делать, мы выясним в следующем абзаце.

Не работает режим 2 «Постоянно включен». Причина либо в выключателе, либо в проводе, идущем от фонаря к “массе”. Он черного цвета. Вскрываем плафон (см. раздел «Как снять плафон и заменить лампу») и проверяем состояние контактов переключателя. Их 3: средний подвижный и два крайних неподвижных. На фото ниже они обозначены как 1 и 2 соответственно.

Контакты плафона переключателя режимов
Контакты встроенного в плафон переключателя режимов

Осматриваем, при необходимости зачищаем. Если контакты чистые, то, возможно, стекло при переключении недожимает подвижный контакт до нижнего неподвижного. Делаем это пальцем:

переключатели
Проверка работы переключателя рукой 

Свет загорелся, значит, стекло просто недожимает контакт. Подгибаем его кончик чуть вверх, ставим стекло и проверяем. Если контакты в порядке, но свет не горит, проблема в проводе «массы». Берем кусок провода с зачищенными концами и замыкаем им средний контакт светильника на любую не покрытую краской часть кузова (болт, винт и т. д.). Загорелся? Придется либо искать, где штатный провод оборвался, либо просто отключить его и пробросить новый, используя только специальный автомобильный.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос эксперту
Важно! Все манипуляции с переключателем, кроме проверки (чистка, подгибание контактов и пр.), нужно проводить только при отключенной АКБ, так как на светильнике всегда присутствует +12 В. Малейшая неосторожность – и можно лишиться предохранителя, а то и вообще выжечь проводку.

Некорректно работает режим 1. В этом режиме подсветка включается при открытии любой из дверей. Тут есть три варианта: свет горит при закрытых дверях, свет не загорается при открытии какой-либо одной двери и фонарь вообще не реагирует на состояние дверей.

В первых двух случаях явно неисправен один из концевых выключателей либо провод, идущий от них до плафона, замкнул на кузов. Третий случай – обрыв провода, идущего от концевых выключателей к светильнику.

Начнем с первого варианта – плафон «не видит» одну из дверей. Открываем «виноватую» дверь, на ее стойке находим концевой выключатель.

концевой выключатель

На фото видно, что головка толкателя изрядно износилась. Может, в этом причина? Нажимаем на нее пальцем. Горит? Проблема в механическом износе. Тут либо концевик менять, либо что-то придумывать иное (надолго ли?). Не горит – отворачиваем фиксирующий винт, вытаскиваем выключатель.

концевой выключатель двери
Снятие концевого выключателя открытия двери

К нему идет единственный провод. Замыкаем его на кузов (участок без краски, естественно). Свет зажегся? Придется заменить концевик, поскольку он ремонту в домашних условиях не подлежит.

Если свет горит при всех закрытых дверях, то подобную операцию придется проделать со всеми концевиками. Разница лишь в том, что при снятии неисправного концевика свет потухнет. Нашли? Меняем. Не нашли – придется искать место замыкания проводов от концевиков до фонаря. Дело муторное, поскольку все провода надежно скрыты внутри кузова и под обивкой. А что делать?

Если фонарь не реагирует на все двери, то сперва проверяем и при необходимости чистим встроенный в него переключатель (см. выше), а затем ищем место обрыва общего провода от концевиков до плафона. Дело муторное, поскольку все провода надежно скрыты внутри кузова и под обивкой, но ничего не поделаешь. Ну а теперь пора заняться фонарем индивидуальной подсветки.

Схема штурманского ВАЗ 2114

Она намного проще и, значит, вариантов неисправностей меньше. Взглянем на рисунок ниже.

схема подключения фонаря ВАЗ 2114
Принципиальная электрическая схема подключения штурманского фонаря ВАЗ 2114

Здесь мы имеем предохранитель F (расположен в монтажном блоке), лампочку X1 и встроенный в фонарь выключатель SW1. Активируется выключатель поворотом «головы» фонаря. Здесь проблемы могут быть следующие:

Сгорел предохранитель. Он такой же, как и для фонаря основного освещения салона (F3), поэтому алгоритм устранения неисправности тот же – выше он описан достаточно подробно.

Неисправен выключатель. Снимаем фонарь (см. раздел «Как снять плафон и заменить лампу»), вытаскиваем патрон со встроенным выключателем, осматриваем контакты выключателя (на фото ниже помечены стрелками), при необходимости чистим.

Контакты штурманского фонаря ВАЗ 2114
Контакты выключателя штурманского фонаря ВАЗ 2114

Также возможен плохой контакт лампы с патроном. Осматриваем патрон и лампу, при необходимости чистим. Если это не помогло, замыкаем контакт патрона, на который надета клемма с черным проводом на кузов. Загорелся? Ищем обрыв этого провода, который подключен к кузову. Если не можем найти, отключаем неисправный, вместо него пробрасываем новый.

На этом, пожалуй, мы и остановимся. С фонарями освещения салона ВАЗ 2114 мы разобрались. Теперь заменить в них лампочки и при необходимости устранить основные неисправности для нас не проблема.

Предыдущая
Внутреннее освещениеНе горит плафон освещения салона ВАЗ 2110 — как поменять лампочку
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Очень плохоПлохоНормальноХорошоОчень хорошо! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Лампа Эксперт
Комментарии: 1
  1. эдуард

    Владимир вы молодец написано очень дохотчево спасибо удачи

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector