Почему не работают габариты на ВАЗ 2109 и как в них поменять лампочку

Потухли задние габариты на твоей вишнёвой девятке – пора на СТО? Не будем спешить, проблему можно решить самому. В этой статье мы выясним, почему могут не гореть задние габариты на ВАЗ 2109 и попробуем устранить неисправность самостоятельно.

Основные причины неисправности

Ну что же, попробуем выяснить, почему не работают задние габариты ВАЗ 2109. Набросаем список возможных неисправностей:

  1. Сгорела лампочка.
  2. Неисправен фонарь (окисление патрона или разъема, отгорание, перелом дорожек платы и пр.).
  3. Окислились разъемы монтажного блока.
  4. Неисправно реле контроля (о нем ниже).
  5. Неисправен выключатель габаритного света.
  6. Обрыв/замыкание питающих проводов.

Список приличный, но прежде чем заняться диагностикой и ремонтом, ознакомимся с электрической схемой наружного освещения автомобиля ВАЗ 2109.

Схема подключения габаритных огней

Полная схема электропроводки автомобиля нам не нужна, поэтому, чтобы не путаться и не терять время, ограничимся лишь схемой питания наружного освещения ВАЗ 2109.

схема освещения ВАЗ 2109
Схема наружного освещения на ВАЗ 2109

Цифрами на схеме обозначены:

  1. Передние габариты;
  2. Освещение моторного отсека;
  3. Монтажный блок (МБ);
  4. Выключатель освещения моторного отсека;
  5. Замок зажигания;
  6. Переключатель наружного освещения;
  7. Контроль наружного освещения на приборной панели;
  8. Задние габариты и сигнал торможения;
  9. Подсветка номерного знака;
  10. Регулятор яркости освещения приборной панели;
  11. Выключатель сигнала торможения;
  12. Бортовая система контроля.

После включения переключателя 6 напряжение бортовой сети через предохранители F10 и F11 поступает на реле контроля исправности ламп (К4 в монтажном блоке) и с него на лампы габаритного света 1, 8. При этом F10 отвечает за левый, а F11 – за правый борт автомобиля.

Важно! В некоторых модификациях ВАЗ 2109 вместо реле контроля К4 установлены перемычки. На схеме они обозначены стрелками.

к содержанию ↑

Диагностика  и ремонт

Со схемой мы знакомы – она довольно проста, пора приниматься за работу. Если не горит только задний габарит, а передний этого же борта работает, то на предохранитель можно не грешить – он в порядке. Предположим, все так и есть: не работает только задний фонарь, предохранитель цел. Что делать, если он сгорел, решим позже.

Нам понадобится прибор, способный измерять постоянное напряжение 12 В. Подойдет любой мультиметр: хоть стрелочный, хоть цифровой китайский. Устанавливаем его в режим измерения постоянного напряжения.

Мультиметр
Мультиметр, установленный в режим измерения постоянного напряжения до 20 В

Один щуп прибора надежно соединяем с кузовом автомобиля. Это лучше сделать куском длинного провода, чтобы не ограничивать себе свободу передвижения. Начнем с диагностики фонаря, как с самого слабого звена. “Веселые” конструкторы ВАЗ установили в фонарь гибкую плату, которой совсем не место в приборе, работающем в экстремальных условиях дороги.

Открываем багажник и видим крышку, закрывающую тыльную часть фонаря. Она крепится при помощи двух пластмассовых гаек.

крышка фонаря
Задняя крышка фонаря

Отворачиваем гайки голыми руками, снимаем и добираемся до колодки питания.

крышка заднего фонаря
Снятая крышка заднего фонаря

Колодка надета непосредственно на гибкую плату, осторожно(!) снимаем ее, потянув по направлению стрелки на следующем фото.

колодка питания
Снятие колодки питания 

Включаем габариты и измеряем напряжение на колодке. Если это правый задний фонарь, то нам нужен желтый провод. Если левый – черно-желтый. Напряжение есть? Неисправны либо лампа, либо фонарь. О замене ламп в заднем фонаре поговорим позже.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.