В последние годы все больше автовладельцев самостоятельно устанавливают в фары головного и противотуманного света ксеноновые лампы. В этой статье мы разберемся, насколько такая самодеятельность оправдана и в каких случаях незаконна. Ну и заодно выясним, какой положен штраф за ксенон, установленный нештатно.
Что такое ксенон и чем он отличается от обычных ламп
Прежде всего выясним, чем ксеноновая лампа отличается от обычной накаливания, в том числе и галогенной. Начнем с принципа действия.
Накаливания
Принцип работы лампы этого типа известен, пожалуй, всем: колба, заполненная инертным газом, внутри колбы – спираль из вольфрама. Подаем напряжение, спираль накаляется и начинает светиться. Инертный газ в колбе не дает спирали окислиться и перегореть.
Цифрами на фото обозначены:
- Спираль (тело накала).
- Держатели-электроды.
- Колба, заполненная инертным газом.
- Цоколь.
Полезно! Галогенная лампа имеет тот же принцип, но благодаря примесям галогенов спираль светит ярче и служит дольше.
Ксеноновая
По принципу работы этот тип лампочек отличается от ламп накаливания в корне. Ксеноновая лампа тоже имеет колбу, но не имеет спирали. При подаче на лампу напряжения в колбе появляется дуговой разряд, который заставляет светиться ксенон – именно им наполнена колба.
Цифрами на фото обозначены:
- Питающий проводник.
- Цоколь.
- Электроды.
- Колба, заполненная ксеноном.
Но отличия этих ламп, конечно, не только в принципе работы. Ксеноновая лампочка светит ярче, она экономичнее, долговечнее. Главное, из-за отсутствия спирали колба этого прибора создает практически сферический световой пучок, который можно откорректировать лишь отражателями специальной формы или линзовой системой. Таким образом, ксенон разрешен и эффективен только в фарах, специально разработанных под этот тип ламп.
Что такое биксенон
Бксеноновая лампа – это практически тот же ксенон, но благодаря специальной конструкции прибор может использоваться в качестве источника ближнего и дальнего света. Достигается это специальной шторкой, которая в режиме «ближний свет» отсекает часть светового потока, создавая необходимую для ближнего света светотеневую границу.
Различают биксеноновые лампы и биксеноновые фары (линзы). Первые представляют собой ксеноновую лампу со встроенным в нее механизмом – подвижной шторкой. Биксеноновая фара – это готовая оптическая система с подвижной шторкой. В такую фару можно вставить обычную ксеноновую лампу и получить «биксенон».
к содержанию ↑Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля
В какие фары можно ставить ксенон, мы разобрались, но как отличить ксеноновую фару от обычной? Кроме того, даже фары для ксенона могут различаться по типу используемых ламп. Разобраться в этом вопросе несложно: достаточно знать международную маркировку, которая проставляется прямо на корпусе светового прибора:
- С — для ближнего света, R — для дальнего света, СR — двухрежимного (ближний/дальний) с обычными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
- HС — для ближнего света, HR — для дальнего света, HСR — двухрежимного (ближний/дальний) с галогенными лампами (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
- DС — для ближнего света, DR — для дальнего света, DСR — двухрежимного (ближний/дальний) с газоразрядными источниками света, включая биксенон (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Таким образом, для ксеноновых ламп пригодны лишь фары с маркировкой DC, DR и DCR. Причем ксеноновые лампы ближнего света можно устанавливать только в приборы с маркировкой DC DCR, а дальнего – с DR и DCR. Вполне очевидно, что ксенон нельзя использовать в фонарях с маркировкой HC (С), HR (R) и HCR (CR): они предназначены для ламп накаливания (в том числе галогенных) и оснащены абсолютно другой оптической системой.
Когда ксенон считается штатным?
Согласно словарю, штатный – внутренний, свойственный, принадлежащий чему-либо, встроенный во что-либо, входящий в комплект поставки. Таким образом, штатный ксенон – это тот, что предусмотрен заводом-изготовителем и согласован со всеми нормативными документами, регламентирующими требования к транспортным средствам и их узлам.
То есть ксеноновая фара, установленная на транспортное средство, должна быть не только сертифицирована, но и утверждена для использования на конкретном автомобиле (прописана в сопроводительной документации к ТС). Только в этом случае она будет считаться штатной, а ее эксплуатация не будет вызывать проблем с законодательством.
к содержанию ↑В каких статьях прописаны требования и ответственность
Прежде чем самостоятельно установить ксенон в фары и спокойно ездить, не боясь юридических последствий, стоит внимательно изучить целый ряд нормативных документов, которые приведены ниже:
- Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
- КоАП РФ статья 12.4 часть 1.
- КоАП РФ статья 12.5 части 1 и 3.
- КоАП РФ статья 12.31 часть 3.
- Технический регламент ТС “О безопасности колесных транспортных средств”.
- ГОСТ Р 41.99-99.
- ЕЭК ООН N 99.
Какой штраф за ксенон предусмотрен по закону
Итак, какой штраф предусмотрен законодательством за нештатный ксенон? Еще совсем недавно за «колхозный» ксенон в противотуманных фарах и фарах головного света наказание было одно – лишение водительского удостоверения сроком на 6-12 месяцев. Но в июне 2019 года ситуация несколько изменилась, поскольку вышло постановление Верховного суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”:
- Согласно пункту 6 данного документа, «установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации», влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ. При этом управление транспортным средством, на передней части которого установлены указанные световые приборы или световозвращающие приспособления, а также выпуск на линию такого транспортного средства подлежит квалификации соответственно по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ или части 3 статьи 12.31 данного кодекса.
- … при применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации.
- … в случае же несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ».
Открываем КоАП РФ статью 12.5 часть 1:
- Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации» эксплуатация транспортного средства запрещена и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Итак, согласно приведенным выше выдержкам, лишение прав наступает лишь в случае, если «цвет огней и режим работы не соответствуют требованиям…». При установке даже «колхозного» ксенонового источника света цвет огней не изменяется, а не соблюдается лишь режим работы светового прибора. В этом случае, как вполне однозначно указано в постановлении Верховного суда, нарушение должно квалифицироваться по статье 12.5.1 КоАП РФ – штраф ГИБДД в размере пятисот рублей.
Важно! Самостоятельно устанавливая ксенон, мы самовольно вносим изменение в конструкцию автомобиля, что вместе со штрафом может повлечь принудительное прекращение регистрации автомобиля (КоАП РФ статья 12.5 часть 1).
Ну и не стоит забывать, что до 25 января 2015 года проверить автомобиль на наличие ксеноновых лампочек могли только на стационарном посту ГИБДД. Однако в 2019 это требование не действует, т. е. проверить фары автомобиля могут в любом месте.
к содержанию ↑Возможно ли легально установить ксенон в 2019, если стояли галогенные лампы
Предположим, мы решили оснастить свой автомобиль, на котором штатно стояли галогенные лампы, ксеноновым светом. Насколько реально это сделать без конфликтов с законом и, если реально, что конкретно придется для этого предпринять?
Прежде всего необходимо получить разрешение на замену галогенных фар ксеноновыми. Сделать это в 2019 году вполне реально. Отправляемся в экспертную службу ГИБДД, проходим экспертизу и получаем заключение о том, кто конкретно наше ТС может быть переоборудовано под ксенон.
Теперь с разрешением в ГИБДД. Точнее, в их подразделение технического надзора. Предъявляем заключение, пишем заявление на переоборудование ТС. Машину повторно осматривают и пишут еще одно заключение.
Получив разрешение, мы имеем право заменить штатные галогенные фары на специально предназначенные для работы с газоразрядными источниками света. Тут необходимо выполнение сразу нескольких условий:
- световые приборы должны соответствовать типу света, с которым они будут использоваться: дальний, ближний или дальний/ближний (см. раздел «Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля»);
- оптика фар должна соответствовать типу ламп, которые будут в них использоваться: рефлекторная или линзованная);
- фонари в обязательном порядке должны иметь омыватель фар и корректор светового пучка. И то и другое необходимо для исключения ослепления водителей встречного транспорта (без омывателя стекло быстро покрывается пылью и грязью, что сильно влияет на светотеневую границу);
- световые приборы должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в стране, где будет эксплуатироваться автомобиль;
- фары должны быть правильно установлены и отрегулированы согласно ГОСТу.
Установить ксенон проще всего в лицензированном сервисном центре, который по окончании работ документально заручится в том, что все оборудование и проделанные работы соответствуют требованиям нормативных документов. Проще, но стоит это будет соответственно.
Важно! Переоборудование можно произвести и своими силами, чтобы не сильно тратиться. Но в этом случае придется закупать только лицензионное оборудование, поскольку все паспорта и сертификаты на него необходимо будет предъявить экспертам.
Все готово? Теперь снимаем ксерокопии со всех документов, заверяем их у нотариуса и снова в экспертную службу, но уже с новыми фарами. Опять проверка экспертами – все ли сделано правильно, сертифицированы ли фары и лампы, светят ли новые фонари так, как им положено: освещают дорогу и одновременно не слепят встречных водителей. Если все в порядке, получаем еще одно заключение.
Берем его и опять идем в технадзор ГИБДД. Здесь получаем диагностическую карту и отметку в паспорте на ТС об изменении конструкции.
Вот, в принципе, и все, легализация нашего ксенона прошла успешно. Легко и быстро: несколько месяцев беготни и ожидания плюс 8 000-15 000 рублей без учета расходов на переоборудование. Самое время задуматься, а стоило ли оно того?
к содержанию ↑Можно ли ставить в линзованные фары
Как мы выяснили выше, фары для ксеноновых ламп должны иметь специальную конструкцию. Они могут быть как с отражателями, так и с линзовой системой. Таким образом, в линзованные фары ставить ксеноновые лампочки можно, но при условии, что они имеют то же назначение и маркировку, что и используемая фара.
Более того, существуют «ксенонки», которые могу эксплуатироваться только с линзованными фарами. В качестве примера можно взять прибор D4S, который категорически нельзя устанавливать в безлинзовые фонари с отражателями, даже если последние предназначены для ксенона.
Требования, нормы и ограничения для противотуманных фар
Газоразрядные источники света могут быть установлены и в противотуманные фары. Нормы же и ограничения на их установку те же, что и на использование ксенона в фарах головного света:
- Противотуманные фары должны быть специально предназначены для работы с газоразрядными (ксеноновыми) лампами.
- Фонари противотуманного света должны быть оборудованы автокорректором и омывателем.
- Фары должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в той стране, где эксплуатируется автомобиль.
- Фары с автомобилем идут штатно (см. раздел «Когда ксенон считается штатным?»).
- Если ксеноновые источники света устанавливаются нештатно, то изменение конструкции авто должно быть одобрено экспертами, а их разрешение на эксплуатацию переоборудованного ТС должно быть отражено в соответствующих документах.
Подведем итоги
С ксеноновым светом мы вроде разобрались, самое время подвести итоги. Что мы имеем?
- Ксенон, конечно, вещь хорошая, но только в том случае, если он «правильный». В противном случае кроме иллюминации он ничего не даст.
- «Колхозный» ксенон не только бесполезен, но и опасен: ослепив встречного водителя, мы рискуем как своей жизнью, так и жизнью других участников движения.
- «Неправильный» ксенон – большие проблемы с законом. Даже если мы и не лишимся прав, то можем «попасть» на крупный штраф + лишение регистрации ТС. Получить же повторную регистрацию с такой репутацией будет весьма сложно. Ну и, конечно, будут взникать постоянные проблемы при прохождении техосмотра.
- Узаконить ксенон хотя и сложно, но при желании можно. Конечно, это выльется в копеечку и отберет много времени и нервов, но задача вполне решаема.
- Запрет на ксенон в России – миф. Если фары штатные или установлены самостоятельно и легализованы, то вопросов не будет вообще.
- Теоретически с июня 2019 года избежать лишения прав за ксенон вполне реально. Как это будет работать на практике, посмотрим.
Как общаться с инспектором, чтобы избежать штрафа?
И напоследок несколько рекомендаций, как вести себя с сотрудником ГИБДД.
Прежде всего полное спокойствие и уверенность. Даже если мы нервничаем, этого не должно быть заметно. Напуганный водитель выглядит, по меньшей мере, подозрительно.
Ведем себя так, будто мы отлично знаем свои права, права инспектора и в курсе всех законов. Большинство (не все, слава Богу) инспекторов, почувствовав, что водитель «плавает», ведут себя более чем непорядочно. Но для этого, конечно, законы и свои права нужно знать. Что касается требований, то они прописаны в документах, перечисленных в разделе «В каких статьях прописаны требования и ответственность». Свои права и обязанности можно узнать, к примеру, здесь.
Наиболее полезные рекомендации общего характера по вопросу, как общаться с сотрудником ГИБДД, можно посмотреть здесь и здесь.
Вот и закончилась наша беседа о ксеноне и оптике для него. Теперь мы знаем, чем он отличается от галогена, какие преимущества и недостатки имеет и какие проблемы при неправильном использовании может вызвать. А ставить его на свой автомобиль или нет – дело сугубо личное.
Предыдущая