Можно ли ездить с ксеноном по закону — штрафы, лишение прав

В последние годы все больше автовладельцев самостоятельно устанавливают в фары головного и противотуманного света ксеноновые лампы. В этой статье мы разберемся, насколько такая самодеятельность оправдана и в каких случаях незаконна. Ну и  заодно выясним, какой положен штраф за ксенон, установленный нештатно.

Что такое ксенон и чем он отличается от обычных ламп

Прежде всего выясним, чем ксеноновая лампа отличается от обычной накаливания, в том числе и галогенной. Начнем с принципа действия.

Накаливания

Принцип работы лампы этого типа известен, пожалуй, всем: колба, заполненная инертным газом, внутри колбы – спираль из вольфрама. Подаем напряжение, спираль накаляется и начинает светиться. Инертный газ в колбе не дает спирали окислиться и перегореть.

лампа накаливания
Конструкция лампы накаливания

Цифрами на фото обозначены:

  1. Спираль (тело накала).
  2. Держатели-электроды.
  3. Колба, заполненная инертным газом.
  4. Цоколь.

Полезно! Галогенная лампа имеет тот же принцип, но благодаря примесям галогенов спираль светит ярче и служит дольше.

Ксеноновая

По принципу работы этот тип лампочек отличается от ламп накаливания в корне. Ксеноновая лампа тоже имеет колбу, но не имеет спирали. При подаче на лампу напряжения в колбе появляется дуговой разряд, который заставляет светиться ксенон – именно им наполнена колба.

ксеноновая лампа
Конструкция ксеноновой лампы

Цифрами на фото обозначены:

  1. Питающий проводник.
  2. Цоколь.
  3. Электроды.
  4. Колба, заполненная ксеноном.

Но отличия этих ламп, конечно, не только в принципе работы. Ксеноновая лампочка светит ярче, она экономичнее, долговечнее. Главное, из-за отсутствия спирали колба этого прибора создает практически сферический световой пучок, который можно откорректировать лишь отражателями специальной формы или линзовой системой. Таким образом, ксенон разрешен и эффективен только в фарах, специально разработанных под этот тип ламп.

Что такое биксенон

Бксеноновая лампа – это практически тот же ксенон, но благодаря специальной конструкции прибор может использоваться в качестве источника ближнего и дальнего света. Достигается это специальной шторкой, которая в режиме «ближний свет» отсекает часть светового потока, создавая необходимую для ближнего света светотеневую границу.

Различают биксеноновые лампы и биксеноновые фары (линзы). Первые представляют собой ксеноновую лампу со встроенным в нее механизмом – подвижной шторкой. Биксеноновая фара – это готовая оптическая система с подвижной шторкой. В такую фару можно вставить обычную ксеноновую лампу и получить «биксенон».

к содержанию ↑

Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля

В какие фары можно ставить ксенон, мы разобрались, но как отличить ксеноновую фару от обычной? Кроме того, даже фары для ксенона могут различаться по типу используемых ламп. Разобраться в этом вопросе несложно: достаточно знать международную маркировку, которая проставляется прямо на корпусе светового прибора:

  • С — для ближнего света, R — для дальнего света, СR — двухрежимного (ближний/дальний) с обычными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • HС — для ближнего света, HR — для дальнего света, HСR — двухрежимного (ближний/дальний) с галогенными лампами (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • DС — для ближнего света, DR — для дальнего света, DСR — двухрежимного (ближний/дальний) с газоразрядными источниками света, включая биксенон (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).

Таким образом, для ксеноновых ламп пригодны лишь фары с маркировкой DC, DR и DCR. Причем ксеноновые лампы ближнего света можно устанавливать только в приборы с маркировкой DC DCR, а дальнего – с DR и DCR. Вполне очевидно, что ксенон нельзя использовать в фонарях с маркировкой HC (С), HR (R) и HCR (CR): они предназначены для ламп накаливания (в том числе галогенных) и оснащены абсолютно другой оптической системой.

Обозначения на фаре
В эту фару можно поставить ксеноновую лампу дальнего или ближнего света либо биксеноновую
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос эксперту
Полезно! Чаще всего маркировка фары наносится на стекле, если оно несъемное. Если стекло можно снять, то фара маркируется на корпусе, причем в самых необычных местах. В некоторых случаях, чтобы увидеть маркировку, достаточно открыть крышку капота, но бывает, что без демонтажа фары до маркировки не добраться.
к содержанию ↑

Когда ксенон считается штатным?

Согласно словарю, штатный – внутренний, свойственный, принадлежащий чему-либо, встроенный во что-либо, входящий в комплект поставки. Таким образом, штатный ксенон – это тот, что предусмотрен заводом-изготовителем и согласован со всеми нормативными документами, регламентирующими требования к транспортным средствам и их узлам.

То есть ксеноновая фара, установленная на транспортное средство, должна быть не только сертифицирована, но и утверждена для использования на конкретном автомобиле (прописана в сопроводительной документации к ТС). Только в этом случае она будет считаться штатной, а ее эксплуатация не будет вызывать проблем с законодательством.

к содержанию ↑

В каких статьях прописаны требования и ответственность

Прежде чем самостоятельно установить ксенон в фары и спокойно ездить, не боясь юридических последствий, стоит внимательно изучить целый ряд нормативных документов, которые приведены ниже:

  1. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
  2. КоАП РФ статья 12.4 часть 1.
  3. КоАП РФ статья 12.5 части 1 и 3.
  4. КоАП РФ статья 12.31 часть 3.
  5. Технический регламент ТС “О безопасности колесных транспортных средств”.
  6. ГОСТ Р 41.99-99.
  7. ЕЭК ООН N 99.
к содержанию ↑

Какой штраф за ксенон предусмотрен по закону

Итак, какой штраф предусмотрен законодательством за нештатный ксенон? Еще совсем недавно за «колхозный» ксенон в противотуманных фарах и фарах головного света наказание было одно – лишение водительского удостоверения сроком на 6-12 месяцев. Но в июне 2019 года ситуация несколько изменилась, поскольку вышло постановление Верховного суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”:

  1. Согласно пункту 6 данного документа, «установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации», влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ. При этом управление транспортным средством, на передней части которого установлены указанные световые приборы или световозвращающие приспособления, а также выпуск на линию такого транспортного средства подлежит квалификации соответственно по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ или части 3 статьи 12.31 данного кодекса.
  2. … при применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации.
  3. … в случае же несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ».

Открываем КоАП РФ статью 12.5 часть 1:

  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации» эксплуатация транспортного средства запрещена и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Итак, согласно приведенным выше выдержкам, лишение прав наступает лишь в случае, если «цвет огней и режим работы не соответствуют требованиям…». При установке даже «колхозного» ксенонового источника света цвет огней не изменяется, а не соблюдается лишь режим работы светового прибора. В этом случае, как вполне однозначно указано в постановлении Верховного суда, нарушение должно квалифицироваться по статье 12.5.1 КоАП РФ – штраф ГИБДД в размере пятисот рублей.

Важно! Самостоятельно устанавливая ксенон, мы самовольно вносим изменение в конструкцию автомобиля, что вместе со штрафом может повлечь принудительное прекращение регистрации автомобиля (КоАП РФ статья 12.5 часть 1).

Ну и не стоит забывать, что до 25 января 2015 года проверить автомобиль на наличие ксеноновых лампочек могли только на стационарном посту ГИБДД. Однако в 2019 это требование не действует, т. е. проверить фары автомобиля могут в любом месте.

проверка фар
Проверить соответствие фар лампам, в них используемым, инспектор может прямо на улице
к содержанию ↑

Возможно ли легально установить ксенон в 2019, если стояли галогенные лампы

Предположим, мы решили оснастить свой автомобиль, на котором штатно стояли галогенные лампы, ксеноновым светом. Насколько реально это сделать без конфликтов с законом и, если реально, что конкретно придется для этого предпринять?

Прежде всего необходимо получить разрешение на замену галогенных фар ксеноновыми. Сделать это в 2019 году вполне реально. Отправляемся в экспертную службу ГИБДД, проходим экспертизу и получаем заключение о том, кто конкретно наше ТС может быть переоборудовано под ксенон.

Теперь с разрешением в ГИБДД. Точнее, в их подразделение технического надзора. Предъявляем заключение, пишем заявление на переоборудование ТС. Машину повторно осматривают и пишут еще одно заключение.

Получив разрешение, мы имеем право заменить штатные галогенные фары на специально предназначенные для работы с газоразрядными источниками света. Тут необходимо выполнение сразу нескольких условий:

  • световые приборы должны соответствовать типу света, с которым они будут использоваться: дальний, ближний или дальний/ближний (см. раздел «Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля»);
  • оптика фар должна соответствовать типу ламп, которые будут в них использоваться: рефлекторная или линзованная);
  • фонари в обязательном порядке должны иметь омыватель фар и корректор светового пучка. И то и другое необходимо для исключения ослепления водителей встречного транспорта (без омывателя стекло быстро покрывается пылью и грязью, что сильно влияет на светотеневую границу);
  • световые приборы должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в стране, где будет эксплуатироваться автомобиль;
  • фары должны быть правильно установлены и отрегулированы согласно ГОСТу.

Установить ксенон проще всего в лицензированном сервисном центре, который по окончании работ документально заручится в том, что все оборудование и проделанные работы соответствуют требованиям нормативных документов. Проще, но стоит это будет соответственно.

Важно! Переоборудование можно произвести и своими силами, чтобы не сильно тратиться. Но в этом случае придется закупать только лицензионное оборудование, поскольку все паспорта и сертификаты на него необходимо будет предъявить экспертам.

Все готово? Теперь снимаем ксерокопии со всех документов, заверяем их у нотариуса и снова в экспертную службу, но уже с новыми фарами. Опять проверка экспертами – все ли сделано правильно, сертифицированы ли фары и лампы, светят ли новые фонари так, как им положено: освещают дорогу и одновременно не слепят встречных водителей. Если все в порядке, получаем еще одно заключение.

Берем его и опять идем в технадзор ГИБДД. Здесь получаем диагностическую карту и отметку в паспорте на ТС об изменении конструкции.

Вот, в принципе, и все, легализация нашего ксенона прошла успешно. Легко и быстро: несколько месяцев беготни и ожидания плюс 8 000-15 000 рублей без учета расходов на переоборудование. Самое время задуматься, а стоило ли оно того?

к содержанию ↑

Можно ли ставить в линзованные фары

Как мы выяснили выше, фары для ксеноновых ламп должны иметь специальную конструкцию. Они могут быть как с отражателями, так и с линзовой системой. Таким образом, в линзованные фары ставить ксеноновые лампочки можно, но при условии, что они имеют то же назначение и маркировку, что и используемая фара.

Более того, существуют «ксенонки», которые могу эксплуатироваться только с линзованными фарами. В качестве примера можно взять прибор D4S, который категорически нельзя устанавливать в безлинзовые фонари с отражателями, даже если последние предназначены для ксенона.

лампа для линзовенной фары
Эту лампу можно поставить только в линзованную фару

Требования, нормы и ограничения для противотуманных фар

Газоразрядные источники света могут быть установлены и в противотуманные фары. Нормы же и ограничения на их установку те же, что и на использование ксенона в фарах головного света:

  1. Противотуманные фары должны быть специально предназначены для работы с газоразрядными (ксеноновыми) лампами.
  2. Фонари противотуманного света должны быть оборудованы автокорректором и омывателем.
  3. Фары должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в той стране, где эксплуатируется автомобиль.
  4. Фары с автомобилем идут штатно (см. раздел «Когда ксенон считается штатным?»).
  5. Если ксеноновые источники света устанавливаются нештатно, то изменение конструкции авто должно быть одобрено экспертами, а их разрешение на эксплуатацию переоборудованного ТС должно быть отражено в соответствующих документах.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос эксперту
На заметку! Хотя устанавливать ксеноновые лампы в противотуманки по закону можно (при соблюдении вышеперечисленных правил), не стоит торопиться это делать. Цветовая температура стандартной ксеноновой лампы выше оптимальной для противотуманного света. В ясную погоду такие фонари действительно улучшат видимость, но в непогоду ксеноновый свет будет малоэффективен.
к содержанию ↑

Подведем итоги

С ксеноновым светом мы вроде разобрались, самое время подвести итоги. Что мы имеем?

  1. Ксенон, конечно, вещь хорошая, но только в том случае, если он «правильный». В противном случае кроме иллюминации он ничего не даст.
  2. «Колхозный» ксенон не только бесполезен, но и опасен: ослепив встречного водителя, мы рискуем как своей жизнью, так и жизнью других участников движения.
  3. «Неправильный» ксенон – большие проблемы с законом. Даже если мы и не лишимся прав, то можем «попасть» на крупный штраф + лишение регистрации ТС. Получить же повторную регистрацию с такой репутацией будет весьма сложно. Ну и, конечно, будут взникать постоянные проблемы при прохождении техосмотра.
  4. Узаконить ксенон хотя и сложно, но при желании можно. Конечно, это выльется в копеечку и отберет много времени и нервов, но задача вполне решаема.
  5. Запрет на ксенон в России – миф. Если фары штатные или установлены самостоятельно и легализованы, то вопросов не будет вообще.
  6. Теоретически с июня 2019 года избежать лишения прав за ксенон вполне реально. Как это будет работать на практике, посмотрим.
к содержанию ↑

Как общаться с инспектором, чтобы избежать штрафа?

И напоследок несколько рекомендаций, как вести себя с сотрудником ГИБДД.

Прежде всего полное спокойствие и уверенность. Даже если мы нервничаем, этого не должно быть заметно. Напуганный водитель выглядит, по меньшей мере, подозрительно.

Ведем себя так, будто мы отлично знаем свои права, права инспектора и в курсе всех законов. Большинство (не все, слава Богу) инспекторов, почувствовав, что водитель «плавает», ведут себя более чем непорядочно. Но для этого, конечно, законы и свои права нужно знать. Что касается требований, то они прописаны в документах, перечисленных в разделе «В каких статьях прописаны требования и ответственность». Свои права и обязанности можно узнать, к примеру, здесь.

Наиболее полезные рекомендации общего характера по вопросу, как общаться с сотрудником ГИБДД, можно посмотреть здесь и здесь.

Вот и закончилась наша беседа о ксеноне и оптике для него. Теперь мы знаем, чем он отличается от галогена, какие преимущества и недостатки имеет и какие проблемы при неправильном использовании может вызвать. А ставить его на свой автомобиль или нет – дело сугубо личное.

Предыдущая
КсенонХарактеристики и рейтинг ксеноновых ламп d1s
Следующая
КсенонКакие выбрать ксеноновые лампы H11 - 4300К, 5000К, 6000К
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Очень плохоПлохоНормальноХорошоОчень хорошо! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Лампа Эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: