На автомобилях часто устанавливаются фары, использующие газ ксенон или светодиоды. Разберемся, чем они отличаются друг от друга, какие у них преимущества и недостатки. Какие источники света в каком случае лучше использовать.
Отличия светодиодных и ксеноновых ламп
Чтобы разобраться, что ярче – ксенон или LED, и какой тип фары лучше установить, нужно понять принцип их работы.
Ксеноновые лампы – это газоразрядные источники света. Внутри – пара электродов, на которые в начале работы подается высокое напряжение, сформированное на блоке розжига. В результате газ ионизируется и начинает светиться. После этого напряжение уменьшается. Лампы загораются через 3 секунды.
Основной элемент полупроводниковых ламп – диод. Он излучает свет, когда через него проходит электрический ток. Кристалл расположен на подложке из изоляционного материала, защищающей его от механических воздействий.
Для многих моделей автомобилей можно приобрести штатную светодиодную фару, а не лампу с цоколем. Например, для BMW F30 есть передние LED-фары.
Преимущества и недостатки светодиодов
Плюсы светодиодов:
- Высокий КПД (80% и больше), а значит, малое энергопотребление. Это экономит топливо и продлевает время жизни аккумулятора.
- Экологическая чистота. В их спектре нет ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, при производстве не используется ртуть и другие вредные вещества.
- Большой срок службы. Их может хватить на весь период эксплуатации автомобиля.
- Яркое свечение – до 3 500 лм.
- Устойчивость к вибрациям и другим механическим воздействиям.
- Небольшие размеры расширяют поле деятельности для дизайнеров.
- Полупроводниковые приборы устанавливаются в герметичном корпусе. Это делает конструкцию устойчивой к влаге.
- Мгновенно загораются.
У светодиодов есть и недостатки:
- Дороговизна. Они стоят в несколько раз больше, чем галогенные.
- Тепловыделение хоть и небольшое, но есть, и его нужно отводить. Чем лучше вентиляция, тем дольше срок службы.
- Из-за того, что они выделяют мало тепла, зимой могут покрыться снегом, который не тает. Особенно это касается задних фар.
- Нет единого стандарта, который бы соблюдали все производители. Поэтому иногда есть риск приобрести некачественную лампу.
- Могут выйти из строя при скачках напряжения.
к содержанию ↑Для отвода тепла на LED-лампах устанавливают радиаторы. Если они некачественные, срок службы значительно сокращается.
Плюсы и минусы ксенона
Почему в современных автомобилях всё чаще ставят светодиоды в фары
Раньше в продаже встречались некачественные полупроводниковые лампы. Чаще всего предлагался набор светодиодов, установленных неверно и светящих в разные стороны. Одной из первых компаний, начавших выпускать качественные лампы с правильным светораспределением, была Philips. Она стала производить изделия, в которых расположение светодиодов повторяло конфигурацию нити накаливания обычных фар. После этого появились и другие компании, выпускавшие похожие устройства. Благодаря этому сейчас реально купить качественные полупроводниковые лампы.
Несмотря на повышение качества, цены постепенно снижаются. Благодаря этому на современных автомобилях всё чаще ставят такие устройства.
к содержанию ↑Что лучше выбрать?
Чтобы ответить на вопрос, что лучше – ксенон или светодиоды, нужно оценить их эффективность. Сравним, как освещают дорогу ксеноновые и LED-лампы, установленные в ближний свет.
Ксеноновая излучает яркий свет. Его распределение равномерное. Темные участки дороги хорошо видны. Но переход от освещённого участка к неосвещённому слишком резкий. Темные области остаются затемнёнными, что создает дополнительные опасности при вождении.