Светодиодные ленты применяются везде: начиная от декоративной подсветки, до полноценного освещения рабочих мест. Причиной такой популярности является цена, яркость, низкая потребляемая мощность, простота подключения, напряжение питания 12 В (за редким исключением – 220 В). Такое название из-за гибкости, прода ется в бухтах и в последнее десятилетие стала крайне популярной, однако нет ничего вечного, и светодиодная продукция выходит из строя. Давайте разберемся, почему не горит светодиодная лента: причины и как их устранять.
Принцип работы и устройство
Светодиод – довольно специфичный осветительный прибор. Они очень требовательны к качеству электропитания. Отдельные светодиоды принято питать с помощью специального устройства – Драйвера. Это специализированная схема стабилизирующая выходной ток независимо от нагрузки, в пределах допустимых выходной мощностью.
Светодиодные ленты работают подобным образом. Драйвер для светодиодной ленты – это жаргонное название. Более правильным будет называть – блок питания для светодиодной ленты. БП для LED Strip – импульсные, занимают достаточно мало места. Трансформаторных моделей в продаже нет. Для питания подойд ет любой стабилизированный блок питания на 12 В или автомобильный аккумулятор на соответствующее напряжение.
Лента состоит из:
- Светодиодов.
- Токоограничивающих резисторов.
- Гибкой печатной платы.
- Клейкого основания.
Модель на 12 вольт имеет простую структуру – она состоит из секций по 3 светодиода и резисторов. Почему именно по три? Дело в том, что для питания 1 светодиода нужно 3 – 3,5 Вольта, т. е. для трех светодиодов достаточно напряжения в районе 10 В, остальные 2 В гасятся резистором, который и задает соответствующий ток.
Ленты отличаются по количеству:
- 30 шт/м;
- 60 шт/м;
- 120 шт/м.
По типу светодиодов:
- 3528;
- 5050;
- 2835;
- 5630.
Это наиболее распространенные варианты, вы можете подобрать ту, которая будет полностью удовлетворять вашим требованиям для реализации идеи.
Блоки питания, как уже было сказано, импульсные, а схемотехнически бывают трех видов:
- На основе автогенератора (блокинг-генератора) – самые дешевые, низкой мощности (до 25 Вт)
- На ШИМ-контроллере с интегрированным силовым ключом – средние по цене, низкая и средняя мощности (до 30 – 50 Вт).
- На ШИМ-контроллеры с внешним силовым ключом или ключами, если схема полумостовая – более дорогие по цене, при этом обеспечена высокая стабильность и надежность, встречаются во всех диапазонах мощностей, но чем мощнее – тем чаще.
Зная, из чего состоит лента и как она питается, легче искать неисправность.
к содержанию ↑Проверка и ремонт
Приступим к диагностике причин неисправности и их устранению, для этого нам понадобится:
- Мультиметр.
- Индикаторная отвертка (220V).
- Небольшой кусок заведомо исправной светодиодной ленты с подключенными к ней проводами.
- Паяльник, олово, флюс пассивный.
- Коннекторы для ленты.
Все методики ремонта и диагностики электрических цепей и схем заключаются в соблюдении двух прописных истин:
– Осмотр целостности всех узлов, соединений и агрегатов.
– Проверка питающих напряжений и их качества.
В зависимости от специфики вашей проблемы могут потребоваться дополнительные методы диагностики, такие как осциллографирование и т. п. Однако для проверки систем освещения и подсветки достаточно выше указанных.
Не горит
Если вы столкнулись с тем, что светодиодная лента перестала включаться – следуйте инструкции:
Проверка питающего напряжения.
Начните ремонт с проверки наличия напряжения на входе блока питания, для этого индикаторной отверткой проверьте наличие фазы в розетке где он подключен. Далее, если БП открытого типа с воздушным охлаждением можно проверить питание на входных клеммах. Более точно можно это определить с помощью мультимера, для этого включите режим измерения переменного напряжения (V~).
Проверка выходного напряжения.
Теперь следует определить: выдает ли блок питания, положенные ему 12 В? Для этого можно использовать небольшой отрезок светодиодной ленты, в качестве контрольной лампы. «Контрольки» активно применяются в ремонте электрических цепей 220 В и автоэлектрике, для проверки БП может быть использована лампочка от автомобиля, а вернее из его приборной панели. В первую очередь проверяют напряжение на выходных клеммах блока питания, следом на контактных площадках ленты. Каждый сегмент имеет 4 контакта – 2 на плюс и 2 на минус, проверять напряжение можно либо на одном из концов ленты, либо на конкретном потухшем участке. Лучше вы сможете оценить напряжение с помощью мультиметра в режиме измерения постоянного напряжения (V=).
Если напряжение от блока питания поступает на ленту, а она не горит – значит проблема в самой ленте, а вернее, в целостности проводников первого ее отрезного кусочка (обычно 3 светодиода).
Если проблема в блоке питания, а вы слабо понимаете в ремонте электроники – не отчаивайтесь, проблема может быть очевидной, например:
- Обрыв дорожки.
- Перегорел предохранитель.
- Пробило диодный мост.
- Явный выход из строя деталей.
Эти проблемы можно без труда определить визуально и устранить неполадку.
Если мигает
Случается, так, что светодиодная лента мерцает, при этом мерцание может быть:
- Постоянным.
- Периодическим.
При этом свет либо становиться тусклым, либо пропадает полностью.
Чтобы проверить и починить систему нужно для начала подключ