В том, что освещение в гараже должно быть правильным, я думаю, не сомневается ни один владелец своей железной ласточки. Но правильное освещение – это освещение не только качественное, но и безопасное. В этой статье мы выясним, как сделать правильное освещение в гараже своими руками.
Выбор ламп для гаража
Выбор типа ламп – один из важнейших этапов организации освещения гаража. Поэтому с их выбора мы и начнем. Рассмотрим основные из типов и выясним их особенности.
Накаливания и галогеновые
Лампа накаливания известна, пожалуй, каждому – спираль в колбе. Прибор отличается высоким энергопотреблением и низким КПД. Свет слегка желтоватый. Светоотдача (световой поток/на единицу мощности) составляет 10-15 лм/Вт, индекс цветопередачи – около 90 (зависит от мощности). Имеет небольшой ресурс работы (около 1 000 ч), стоит недорого. Устойчива к агрессивному воздействию внешней среды (температура, влажность, пыль).
Галогеновая (правильнее «галогенная») – это тоже спираль в колбе, но в газ, заполняющий колбу, добавлен галоген – бром или йод. Это позволило в 2 раза увеличить КПД и ресурс работы. Светоотдача составляет 15-22 лм/Вт. Индекс цветопередачи – 95-98. В процессе работы сильно нагревается. Как и обычная лампа накаливания, хорошо переносит влажность и перепады температуры, но не терпит перепадов напряжения. Стоит несколько дороже лампы накаливания.
Если тебя не смущает высокое энергопотребление, то эти неприхотливые лампы – то, что нужно для гаража с его влажностью, пылью и «минусом» зимой. Кроме того, такое освещение получится довольно бюджетным.
Люминесцентные
Газоразрядная лампа, выполненная в виде прямой трубки или трубки, свернутой в небольшую спираль, оснащенную стандартным цоколем Эдисона (Е27). Второй тип ламп нередко называют КЛЛ – компактная люминесцентная лампа. Принцип работы – свечение люминофора под воздействием ультрафиолетового излучения, излучаемого дуговым разрядом в трубке.
Прибор в 4 раза экономичнее лампы накаливания, но в несколько раз дороже. Обычно излучает белый холодный свет. Индекс цветопередачи – 60-80 (зависит от типа). Светоотдача составляет 40-60 лм/Вт. Для своей работы требует дополнительного оборудования – пускорегулирующего устройства (кроме КЛЛ). Плохо запускается при низких температурах, пускорегулирующее устройство и КЛЛ требуют защиты от влаги.
Если холодный «больничный» свет не смущает, то такие лампы вполне можно использовать в гараже, но имеет смысл продублировать их лампами накаливания или светодиодными, так как приборы этого типа могут не запуститься в промороженном помещении.
Светодиодные
Могут выполняться как в виде ламп, так и в виде светильников. Они экономичнее предыдущих типов. Не боится тряски и ударов, переносит перепады температуры, открытые светодиодные излучатели требуют защиты от влаги. Индекс цветопередачи – более 80. Светоотдача достигает 120 лм/Вт. Светодиоды могут излучать теплый, нейтральный и холодный свет. Отличаются длительным (до 15 000 ч) ресурсом работы. Некоторые модели ламп требуют дополнительного оборудования. Единственный недостаток этих приборов – высокая стоимость.
Я считаю, что использование светодиодных светильников в гараже для общего освещения – дорого. Но если позволяют средства, то такой вариант вполне приемлем, тем более что высокая стоимость частично окупится низким энергопотреблением (при условии, что ты сидишь в гараже постоянно) и длительным сроком службы.
Упрощенный расчет освещения
Очень часто, организуя освещение в гараже, автовладельцы не утруждают себя расчетами, а действуют по наитию: «Вот тут светильник, там светильник. Будет мало – приколочу еще пару». Но при просчете придется все серьезно переделывать. Не проще ли посидеть полчаса в теплом кабинете с ручкой и листом бумаги, чем три дня ковыряться в пыльном гараже и долбить стены, переделывая огрехи организации освещения? Поэтому берем ручку с листком бумаги и считаем.
Согласно СНИП 23.05.95 или его актуализированной версии СП 52.13330.2011 норма освещенности гаража (бокса) во время ремонта транспортных средств равна 200 люкс (лк). 1 люкс это 1 люмен (лм) на 1 метр квадратный (м²). Люмен – это единица измерения светового потока. Предположим, у нас стандартный гараж 6х4 м. Сделаем расчет для обычных ламп накаливания.
Площадь гаража – 6х4=24 м². Светоотдача ламп накаливания – 10-15 лм/Вт (см. раздел «Выбор ламп для гаража»). Чтобы создать освещенность в 200 лк на 1 квадратном метре, необходима мощность:
200 люкс/10 лм=20 ватт.
Площадь гаража у нас 24 м², значит, общая мощность ламп для такой площади должна составлять:
20х24=480 Ватт
Округлим до 500 Вт. Если будут использоваться лампы другого типа, то расчет нужно вести исходя из создаваемого ими светового потока (светоотдачи). Данные по светоотдаче для каждого из типов ламп я приводил в разделе выше.
Вот и весь расчет. Осталось только равномерно распределить полученные ватты по площади помещения, выбрав оптимальные места для установки светильников. Этим мы сейчас и займемся.
к содержанию ↑Предлагаемый расчет является упрощенным, поскольку не учитывается множество факторов: высота потолков, светоотражающая способность стен (светлые/темные) и пр. Тем не менее для организации качественного освещения гаража этого более чем достаточно.
Выбор светильников и их расположения
Освещение, как известно, бывает общим и локальным. Первое обеспечивает, как следует из названия, общее освещение гаража, второе – подсветку рабочей зоны. Начнем с общего.
Общее освещение
Для гаража из любого материала для общего освещения оптимальными будут накладные светильники. Они просты в монтаже, легко обслуживаются, не занимают много полезной площади и могут быть смонтированы даже на низкий потолок. Тип светильников (растровый, линейный и пр.) роли не играет – это будет зависеть от типа ламп, в них используемых. Количество же осветительных приборов будет зависеть от мощности используемых в них ламп.
Накладные светильники в металлическом корпусе для гаража
Главные требования к таким осветителям для использования их в гараже:
- они должны быть закрытого типа;
- должны иметь защитное стекло (плафон);
- наличие светорассеивателя;
- должна быть защитная решетка (только для осветителей, расположенных ниже 1 м).
Теперь по расположению осветителей в гараже. Если мы повесим гипотетическую люстру мощностью 500 Вт в центре потолка, то абсолютно не решим вопрос правильного освещения – это, я думаю, очевидно.
Для качественного освещения полученные ватты необходимо равномерно распределить по всей площади гаража, причем желательно так, чтобы в помещении не было теней. Здесь у нас два варианта:
- Потолочное расположение.
- Настенное расположение.
Центральную ось гаража, на мой взгляд, особо освещать не нужно: по ней будет стоять автомобиль, а на его крыше мы читать не собираемся. Наша задача – качественно осветить промежутки между автомобилем и стенами гаража. Поэтому оптимальным будет расположение потолочных светильников между машиной и стеной гаража. Дополнительно не помешает отдельный светильник над моторным отсеком.
Неплохим вариантом освещения гаража будут и угловые светильники, размещенные под потолком по периметру помещения.
Если конструкция потолка не позволяет закрепить на нем осветители, их можно разместить на туго натянутых струнах. Но можно обойтись и настенным вариантом, установив осветители под потолком на стенах гаража.
Локальная подсветка
Кроме общего освещения, необходима и локальная подсветка нескольких рабочих зон гаража. Верстак мастерской осветить проще всего: достаточно использовать лампу, низко расположенную над верстаком. Единственное условие – светящаяся часть лампы не должна быть в поле зрения (согласно тому же СНИП), ее задача – освещать, а не слепить.
Очень неплохо, если лампа будет иметь поворотный кронштейн, который поможет направлять свет туда, где он нужен в данный момент.
Несколько сложнее организовать подсветку, к примеру, колеса. Ведь верхнего освещения для замены тех же тормозных колодок будет явно недостаточно. Выйти из положения можно двумя способами:
- Организовать дополнительное нижнее освещение.
- Установить на поворотном кронштейне направленный источник света.
- Использовать переносной источник света.
Первый способ подразумевает дополнительные светильники, установленные довольно низко, чтобы давать низкий боковой свет.
Другой вариант – несколько направленных источников света на поворотных кронштейнах не займут много места. Более того, с их помощью можно организовать яркое локальное освещение практически на любом участке гаража. Для этих целей можно использовать обычные споты (точечные светильники).
Но и этот вариант не лишен недостатка. Во время ремонта на некоторых участках кузова может оказаться, что спина заслоняет свет от источника. Эту проблему можно решить, если использовать третий вариант – прожектор (светодиодный, галогенный – неважно), закрепленный на штативе. Штатив можно сделать самому, а можно купить готовый от того же софита, нивелира, камеры и пр.
Светодиодные прожекторы на самодельном и промышленном штативах для гаража
к содержанию ↑Особенности освещения смотровой ямы
К организации освещения смотровой ямы предъявляются особые требования, поскольку:
- в яме чаще всего повышенная влажность;
- человек, находящийся в яме, по сути, стоит на голой земле (сыром бетоне), а значит, электрически заземлен;
- в чрезвычайной ситуации некуда отскочить, а тем более невозможно быстро покинуть яму.
Поэтому все освещение в смотровой яме должно быть низковольтным (максимум 24 В постоянного тока и 36 переменного). Проще всего (и безопаснее) использовать 12 В, поскольку ламп на такое напряжение самого различного типа выпускается огромное количество. Источник питания на 12 вольт найти не составит никакого труда – это может быть электромагнитный трансформатор с выпрямителем и 12-вольтовым стабилизатором или электронный трансформатор. Устанавливается трансформатор в главный распределительный щит и НИКОГДА в смотровую яму.
Выбирая электромагнитный понижающий трансформатор, необходимо проследить за тем, чтобы вторичная обмотка прибора имела гальваническую развязку с сетью. Категорически запрещается использовать в качестве понижающего автотрансформатор!
Эти же требования относятся к переносным ручным светильникам
Какой тип светильников можно установить в смотровую яму? В принципе, это неважно. Главное, чтобы они были влагозащищенные, не мешали работе и в первую очередь хорошо освещали днище автомобиля, а потом уже и смотровую яму.
Неплохим вариантом освещения смотровой ямы можно считать использование светодиодной ленты. Для этих целей лучше подобрать герметичную ленту 12 В с удельной мощностью не менее 4 Вт/м.
Петля, увеличено показанная на правом фото, обеспечивает освещение самой ямы.
Можно, конечно, использовать и обычные влагозащищенные светильники с низковольтными лампами. Главное, они должны светить вверх или хотя бы частично вверх.
Ниже изображен плохой вариант освещения, потому что освещается именно яма, а не днище автомобиля. Для ремонта автомобиля он абсолютно бесполезен. Придется постоянно иметь при себе переноску.
к содержанию ↑Как организовать автономное освещение
В любом электроснабжении время от времени происходят сбои. Чтобы в такие моменты не остаться в гараже без света, очень неплохо в дополнение к основному организовать и автономное освещение. В качестве источника питания можно использовать отслуживший свой срок аккумулятор, который стартер уже не тянет, или который имеет пониженную емкость, но вполне работоспособен.
Питать же им можно те же 12-вольтовые светодиодные лампы или ленту. Эти приборы исключительно экономичны и при этом обеспечивают качественное освещение гаража, так что даже старенького аккумулятора хватит на десятки часов.
Автономное освещение в гараже можно сделать как стационарным, расположив несколько светодиодных ламп в нужных местах, так и переносным. Во втором случае достаточно одной лампы на гибком кабеле, которую можно носить по гаражу и вешать там, где она необходима в данный момент.
Интересным вариантом в переносной конструкции для автономного освещения гаража может стать фонарь, в котором использована автомобильная лампа с цоколем H4. Её устанавливают в комбинированные фары дальнего и ближнего света, а значит, поставив обычный переключатель, можно выбирать желаемую мощность и направленность света (рассеянный/направленный).
к содержанию ↑Как проложить проводку к светильникам
Прежде чем мы начнем разбираться с проводкой освещения гаража, имеет смысл поговорить о схеме подключения осветителей.
Общее освещение можно подключить к одной линии и на один выключатель, хотя если правую и левую стороны гаража включать раздельно, то это позволит существенно сократить расход электроэнергии. Это особенно актуально при использовании ламп накаливания.
Поскольку общая мощность осветителей довольно высокая, в качестве выключателя лучше использовать автомат с относительно небольшим номинальным током. Это не только обеспечит длительную безаварийную работу системы, но и защитит от пожара при коротком замыкании.
Для локальной подсветки рабочих мест нужны, конечно, отдельные выключатели. Если мощность ламп такой подсветки невелика, то можно обойтись обычными выключателями. Все коммутационные устройства лучше разместить на главном распределительном щите. Исключение может составлять лишь выключатель у верстака, включающий его подсветку. На этом же щите устанавливается понижающий трансформатор для питания освещения смотровой ямы. Он должен включаться по напряжению 220 В отдельным выключателем, размещенным тоже на щите.
После выключателей все линии освещения заводятся на общий автомат и УЗО – устройство защитного отключения (сейчас оно называется ВД – выключатель дифференциальный). Ток утечки на срабатывание такого выключателя должен быть не более 15 мА, а лучше 10.
Напоминаем, УЗО служит для аварийного отключения при появлении тока утечки (плохая проводка, человек попал под напряжение и пр.).
Хорошим вариантом будет установка дифференциального автомата (дифавтомата), который представляет собой УЗО и автомат в одном корпусе. В этом случае от обычного автомата можно отказаться. Ток утечки дифавтомата выбирается такой же – 15, а лучше 10 мА.
Пример схемы подключения автоматов в гаражном щите вы можете видеть ниже. Он условный и довольно обобщенный. Подкорректируйте его под свои нужды.
А теперь перейдем непосредственно к проводке освещения гаража. Оптимальным решением в плане безопасности и надежности станет кабель ВВГнг-LS в двойной виниловой изоляции с медными жилами. Сечение жил необходимо выбирать в соответствии с общей мощностью ламп, им питаемых.
Кабель ВВГнг выпускается различного сечения и с разным количеством жил
Если стены гаража оштукатурены, то лучше сделать скрытую проводку, проложив кабель в штробу в штукатурке. Если толщина этой штукатурки позволяет, то можно уложить кабель, предварительно «одетый» в гофрированный ПВХ-шланг (рукав) – это не только обеспечит повышенную надежность и безопасность, но и позволит в случае аварии легко заменить кабель, просто вытащив старый и продев сквозь шланг новый.
Если стены в гараже голые, то кабель в этой же гофре можно проложить поверху, использовав для крепления скобы, дюбель хомуты или другой крепёж
На этом, я думаю, можно закончить. Теперь ты знаешь, как сделать правильное освещение в своем гараже и, я уверен, справишься с этой задачей без посторонней помощи.
Предыдущая