Обычно мы не обращаем внимания на работу уличного освещения, когда оно функционирует нормально, и наоборот, сразу начинаем жаловаться при появлении неполадок. Однако задача организации и поддержания в рабочем состоянии такого освещения сложнее, чем кажется.
Расстояние между столбами называется пролётом и является одним из основных условий обеспечения нормальной работы всей системы освещения. Если допустить ошибку на этапе проектирования, то добиться качественного и экономичного уличного освещения тяжело. Техническое обслуживание такой системы будет затруднено. В этой статье пойдёт речь об особенностях систем уличного освещения.
В каких нормативно-технических документах прописывается
При проектировании освещения нужно учитывать требования нескольких нормативных документов.
Нормы освещённости системами искусственного освещения на трассе автодорог, для тротуаров, посадочных площадок для остановок транспорта, стоянок и тому подобных пространств указаны в ГОСТ Р 54305-2011. Требования к осветительным опорам, установленным на дорогах общего пользования, отражены в ГОСТ 32947-2014.
При разработке систем наружного освещения для разных объектов уличной и дорожной инфраструктуры в населённых пунктах используют методы для расчётов нормативов, указанные в ГОСТ Р 55708-2013. Нормы утилитарного наружного освещения указаны в ГОСТ Р 55706-2013.
При составлении проектов освещения рабочих мест, расположенных вне зданий, площадок, систем наружного освещения населённых пунктов и автомобильных тоннелей руководствуются требованиями СП 52.13330.2016.
к содержанию ↑Все нормативные документы, указанные в статье, являются действующими.
Сколько метров между опорами освещения
Расстояние между фонарными столбами выбирается в соответствии с требованиями, указанными в ГОСТ Р 55708-2013.
Расстояние между фонарями может быть разным, так как нормативы отличаются в зависимости от того, в каком населённом пункте освещение организуется: в городе, на территории посёлков, сёл и деревень или в частном секторе.
В среднем пролёт между опорами составляет от 35 до 45 метров, а максимальное значение не должно превышать 65 метров.
Величина пролётов принимается исходя из следующих параметров:
- Требуемый уровень освещённости.
- Тип, мощность и количество светильников, установленных на опорах.
- Расстояние от земли до светильников.
- Угол наклона светильников.
При проектировании пролётов важно учитывать не только расстояние от земли до светильников, но и зависимость этого расстояния от расположения фонарей. Она не должна быть выше, чем отношение 7 к 1 при шахматном расположении светильников, и не более отношения 5 к 1 при одностороннем, прямоугольном или осевом их размещении.
Требуемый уровень освещённости покрытия с учётом равномерности определяется согласно категории автодороги: автомагистраль, скоростная дорога или обычная.
Нормы освещённости дорог, улиц и пространств для пешеходов различаются в зависимости от места их расположения: в центре города или за его пределами, в жилой застройке или в промышленных, складских и тому подобных зонах.
к содержанию ↑Расстояние между опорами ВЛЭП
При размещении светильников на опорах действующих воздушных линий электропередач (ВЛЭП) расстояния между столбами электропередач следует выбирать с учётом требований действующих Правил устройства электроустановок.
Светильники должны устанавливаться на опорах ВЛЭП напряжением не выше 1 кВ, причём расстояние от светильника до нижнего провода воздушной линии – 0,6 м и больше.
Опоры с установленными на них светильниками на дорогах с интенсивным движением не допускается устанавливать ближе 1 метра до бортового камня. Это расстояние может быть уменьшено до 0,6 метра, если опоры установлены на улицах или на дорогах с умеренным движением транспорта. Также показатель снижается до 0,3 метра, если по дорогам не проходят маршруты проезда городского или грузового транспорта.
Расстояние пролётов опор следует выбирать, руководствуясь требованиями к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства.
к содержанию ↑Заключение
При проектировании систем уличного освещения выбирают дистанцию между фонарями и учитывают не только данные расчётов с целью определения наиболее экономически обоснованного варианта, но и требования ГОСТ, ПУЭ, СНиП и других нормативно-технических документов.
Предыдущая