Разобрать задний фонарь и заменить лампочки несложно, но если не знать, как это делается, можно провозиться не один час. В этой статье мы разберемся, как снять и разобрать задние фонари ВАЗ 2110, а заодно поменяем в них лампочки.
Какие лампочки стоят
Задний фонарь в ВАЗ 2110 комбинированный. В том, что установлен в кузове и имеет закругленную форму, установлены лампы габаритного света, противотуманные лампы и лампочки сигнала поворота. В маленький прямоугольный в крышке багажника уместились лампы стоп-сигнала и заднего хода.
На фото цифрами обозначены:
- Стоп-сигнал.
- Указатель заднего хода.
- Габаритный свет.
- Противотуманный свет.
- Указатель поворота.
Замена ламп
С типом ламп мы разобрались, что покупать на замену знаем, теперь выясним, как их заменить. Начнем со «стопов» и заднего хода.
Стоп-сигналы и сигнал заднего хода
Открываем крышку багажника, заглядываем под нее и видим заднюю часть фонаря. Сжимаем две защелки по краям и вынимаем плату с лампами. Разъем питания при этом можно не отключать – длины проводов для этой операции вполне достаточно.
Находим нужную лампу, ориентируясь по рисунку в начале статьи, слегка утапливаем ее, поворачиваем против часовой стрелки и вынимаем из патрона. На место сгоревшей устанавливаем новую и фиксируем ее поворотом по часовой стрелке.
Повороты, габариты и противотуманный свет
Перейдем к заднему фонарю ВАЗ 2110, установленному в кузове. Тут нам предстоит заменить лампы указателя поворотов, габаритных огней и противотуманного света. Открываем крышку багажника и напротив фонаря в обивке находим клапан на липучке. Открываем его и видим заднюю часть фонаря.
Сверху и снизу находим две защелки. Нажимаем их по направлению к центру фонаря.
Вынимаем плату с лампочками. На снятой плате видим 3 лампочки поворота и еще две рядом: большая противотуманного и маленькая габаритного света.
Колодку питания при снятии платы можно не отключать – длины жгута проводов для этой операции достаточно.
Все три лампочки снимаются одинаково – легким нажатием и поворотом против часовой стрелки. Вынимаем сгоревшую.
На ее место устанавливаем новую и фиксируем ее нажатием и поворотом по часовой стрелке. Возвращаем плату на место, защелкиваем фиксаторами, закрываем заднюю часть фонаря клапаном обивки багажника.
к содержанию ↑Схема подключения
Прежде чем поговорить о типовых неисправностях заднего фонаря ВАЗ 2110, рассмотрим электрическую схему его подключения к бортовой сети.
Нас интересуют следующие позиции:
- 2 – монтажный блок;
- 3 – переключатель наружного освещения;
- 4 – замок зажигания;
- 6 – лампы задних габаритных огней;
- 7 – лампы стоп-сигнала;
- 10 – выключатель сигнала заднего хода;
- 11 – выключатель стоп-сигнала;
- 13 – указатели заднего хода.
Схема довольно проста и особых пояснений не требует. За габаритный свет отвечает выключатель наружного освещения 3. Лампы заднего хода активируются концевиком 10, расположенным на коробке передач. Сигнал торможения включает концевик 11 – он расположен в салоне над педалью тормоза и активируется при нажатии на нее. Габаритный свет включается, минуя замок зажигания, сигнал торможения и заднего хода – через него и активировать их можно только при включенном зажигании.
На предыдущей схеме не показаны лампы указателей поворота. Их можно увидеть на рисунке ниже.
Здесь нам нужны следующие позиции:
- 2 – монтажный блок;
- 3 – замок зажигания;
- 4 – выключатель аварийной сигнализации;
- 6 – лампы указателя поворотов в задних фонарях;
- 7 – переключатель указателей поворотов;
- К3 – реле-прерыватель указателей поворотов.
Типовые неисправности
Отказ задних фонарей на ВАЗ 2110 может происходить по следующим основным причинам:
Перегорела лампа. Меняем сгоревшую на новую (см. раздел «Замена ламп»).
Перегорел предохранитель. Находим монтажный блок – он располагается слева от водителя ниже приборной панели. Нажимаем на кнопку над блоком, и он откидывается вниз.
Ориентируясь по фото ниже, проверяем соответствующий предохранитель:
- F1 – габаритный свет левого борта;
- F11 – габаритный свет правого борта;
- F16 – питание реле прерывателя указателей поворотов;
- F17 – лампы стоп-сигналов;
- F19 – лампы указателей поворота и заднего хода;
- F20 – задние противотуманные фонари.
Окислились соединительные колодки. Ориентируясь по приведенным выше схемам, находим все колодки, включая те, что подключаются к монтажному блоку и к фонарям. Разъединяем их, осматриваем контакты, при необходимости чистим.
Чтобы проверить колодки на монтажном блоке, его нужно предварительно демонтировать. Для этого отворачиваем крепежный винт защелки и вынимаем саму защелку.
Вынимаем монтажный блок, переворачиваем его и получаем доступ к колодкам.
Переломились или отгорели дорожки на плате ламп. Эта неисправность касается только заднего фонаря, расположенного в кузове: там напряжение на лампы подается при помощи гибкой печатной платы. Снимаем заднюю часть фонаря с лампами, осматриваем дорожки на плате, при необходимости “лечим” при помощи обычного паяльника и проволочных перемычек.
Вышел из строя патрон. Вынимаем лампу, осматриваем контакты патрона и самой лампы, при необходимости зачищаем. Если установленная лампа болтается, слегка вытягиваем пружину, поджимающую нижний контакт лампы.
Оборвались или замкнули на кузов провода питания. Осматриваем жгут питания фонарей, находим место обрыва или замыкания на кузов, обращая особое внимания на места перехода проводов сквозь кузов или его ребра. Исправляем при помощи паяльника и изоленты. Если место повреждения найти не удалось, отключаем неисправный провод, ориентируясь по его расцветке (см. схемы выше), вместо него пробрасываем новый того же или большего сечения.
Новый провод должен быть специальным автомобильным с повышенной термостойкой изоляцией.
Неисправен концевик 10 (задний ход) или 11 (стоп-сигнал). Находим их, отключаем, прозваниваем мультиметром в режиме измерения сопротивления, включая и выключая заднюю передачу или нажимая и отпуская педаль тормоза. Неисправный концевик меняем.
к содержанию ↑Зажигание при прозвонке концевиков включать не нужно.
Демонтаж блок-фар
Теперь разберемся, как снять задний фонарь ВАЗ 2110. Начнем с тех, что установлены на крышке багажника.
С багажника
Открываем крышку багажника, заглядываем под нее, находим фонарь. Снимаем с него колодку питания. Берем торцевой ключ на 8 и отворачиваем две гайки крепления заднего фонаря.
После этого просто выталкиваем задний фонарь наружу, и он оказывается у нас в руках.
С кузова
Открываем крышку багажника, напротив фонаря находим на обивке клапан. Открываем его и видим заднюю часть фонаря и одну крепежную гайку. Остальных пока не видно.
Отворачиваем эту гайку торцевым ключом на 8, а заодно снимаем с заднего фонаря колодку питания. Чтобы добраться до остальных двух гаек, придется частично демонтировать обивку багажника. Вооружаемся отверткой и отворачиваем один саморез крепления обивки.
Отгибаем обивку и видим еще две гайки. На фото ниже они помечены стрелкой.
Отворачиваем гайки и выдвигаем фонарь по направлению стрелки.
к содержанию ↑Модернизация штатных фонарей
Теперь пора заняться тюнингом задних фонарей ВАЗ 2110. Самый простой вариант улучшить внешний вид автомобиля – поставить вместо штатных фонарей, к примеру, клюшки «Освар».
Задние светодиодные фонари на ВАЗ 2110 типа «клюшка»
Сделать это несложно. Идем в магазин, покупаем, снимаем штатные (см. раздел «Демонтаж блок-фар»), на их место ставим купленные. Как правило, никаких доработок разъемов и перепаек делать не нужно. Более того, на ВАЗ 2110 отлично встанут и «клюшки» от модели 112. Результат получится примерно таким:
Но мы не ищем легких путей, особенно если любим делать что-то своими руками и по своей задумке. Можно видоизменить и доработать штатные задние фонари, но для этого их придется разобрать.
Как их разобрать
По задумке конструкторов задние фонари ВАЗ 2110 неразборные – стекло к корпусу фары приколочено намертво. Может, каким-то жутким растворителем типа дихлорэтана или при помощи ультразвуковой либо микроволновой сварки. Но мы все же попытаемся прибор разобрать, причем так, чтобы его после можно было собрать.
Для работы нам понадобятся собственно фара, нож, который не жалко, и газовая плита или любая другая горелка.
Поскольку снять стекло никакими другими методами нельзя, мы его отрежем в буквальном смысле слова. Снимаем с прибора плату с лампочками. Нагреваем нож и начинаем потихоньку отрезать стекло по периметру.
Прорезаем с трех сторон – со стороны габаритного фонаря и по бокам. Верхнюю сторону не трогаем, поскольку там стекло идет внахлест с корпусом фонаря, и аккуратно отрезать его не получится.
Сделав несколько проходов ножом, приступаем к рассоединению его в верхней части. Вставляем нож, как показано на фото ниже, и осторожно его покачиваем, стараясь оторвать стекло от корпуса в месте склейки.
После того как сверху стекло оторвется, останется еще два места, которые его держат. На фото ниже они помечены стрелками. Поступаем так же: вставляем нож между стеклом и корпусом в месте, где оно еще держится, и легкими покачиваниями отрываем.
Если все прорезано качественно, то стекло легко снимется.
Осталось навести красоту. Берем напильник и выравниваем оплавленные края стекла и корпуса.
к содержанию ↑Тюнинг
Для начала попробуем вставить приоровские светодиодные платы в нашу разобранную фару. Такие платы в продаже можно найти без отражателей, отражатели можно докупить отдельные на каждый светодиод или найти на разборке целый модуль уже с родными отражателями, так что дело упрощается. Плата эта будет отвечать за габариты и противотуманки. Сигнал поворота оставим как есть.
Поскольку нас не интересует указатель поворотов, будем снимать не стекло, а только часть корпуса, отвечающую за габаритный свет. Для этого воспользуемся циркулярной пилкой-насадкой и обломком обычного полотна. Если пилки нет, то можно обойтись и одним полотном.
Сначала при помощи пилки отрезаем половину корпуса, отвечающую за габаритный свет, от стекла.
Теперь вооружаемся ножовочным полотном и разрезаем корпус заднего фонаря пополам.
Подрываем ножом места, где стекло крепится к корпусу в районе светоотражателя (см. раздел «Как их разобрать»). Снимаем половину корпуса.
Снова берем в руки полотно и отрезаем ту часть корпуса, которая ранее прикрывала световозвращатель (катафот). Она будет мешать поставить корпус на место после установки светодиодной приоровской платы.
Зачищаем все заусенцы напильником или наждачной бумагой. Теперь самая ответственная операция. От тщательности ее выполнения будет зависеть результат. Необходимо убрать все эти рассеивающие микролинзы с внутренней стороны стекла, сделав его абсолютно прозрачным.
Для этого воспользуемся шлифовальными насадками на дрель. Их несложно купить в любом соответствующем магазине. Проводим сначала грубую, затем тонкую шлифовку.
Полируем и получаем абсолютно прозрачное стекло.
Вставляем в стекло нашу плату от Приоры ВАЗ 2112.
Устанавливаем спиленную половинку корпуса на место, прихватываем ее нескольких местах паяльником (временно, чтобы конструкция не развалилась). Шов заливаем герметиком.
Когда высохнет герметик, любуемся проделанной работой.
Осталось подключить плату вместо штатных ламп. С платы снимаем лампочки габаритного и противотуманного света, лампу указателя поворотов оставляем. Провода со светодиодной платы подпаиваем прямо к токопроводящим шинам платы ламп, ориентируясь на схему, прилагаемую к изделию.
Подключаем, устанавливаем задний фонарь на место, проверяем.
Еще варианты
Это, конечно, не единственный вариант тюнинга. Вместо приоровской платы можно поставить практически любые светодиодные модули или даже светодиодную ленту соответствующей мощности.
Закрепить их в корпусе можно при помощи того же герметика или даже термопистолета. Результат будет не так хорош, а если отшлифовать стекло, то сквозь него будут просматриваться модули. Но если стекло не шлифовать, то тюнинг вполне неплох и, главное, намного проще предыдущего варианта. Преимущество использования таких модулей в том, что они имеют встроенный стабилизатор (драйвер), а значит, прослужат очень долго.
И вот результат тюнинга задних фонарей при помощи обычной светодиодной ленты и диодного модуля, установленного вместо лампы заднего хода.
В следующем варианте светодиодная лента клеится прямо к стеклу при помощи двустороннего прозрачного скотча, но, конечно, можно использовать и прозрачный герметик. Результат не ахти какой, зато дешево, легко и сердито.
А эти фонари смотрятся весьма оригинально, хотя, согласись, немного колхозно.
Тонировка
Следующий вариант тюнинга – тонировка. Тонировать будем только «клюшку». Для этого нам понадобится тонировочная пленка и небольшой резиновый шпатель. Такие шпатели используют при шпатлевке кузова.
В чем прелесть такого тюнинга: не нужно разносить задний фонарь на куски и даже демонтировать его. Будем тонировать «клюшку» снаружи. Отрезаем кусок пленки на фонарь, расположенный в кузове.
Хорошенько моем задний фонарь и наносим на него слабый мыльный раствор или просто смачиваем. Накладываем пленку и, постепенно снимая защитный слой, тщательно разглаживаем ее сначала руками, а потом шпателем от центра к краям, выгоняя из-под пленки воду. Для лучшего прилегания пленки к стеклу можно использовать фен.
Берем монтажный нож и обрезаем излишки пленки, оставляя ее только на «клюшке».
Обрезанную пленку снимаем, по приклеенной еще раз проходим шпателем, обращая особое внимание на обрезанные края. Повторяем операцию на фонаре, который размещен в багажнике.
Вот и результат нашей работы. Смотрится куда солиднее и презентабельнее исходного.
Вот мы и познакомились с задним фонарем автомобиля ВАЗ 2110 и всеми хитростями, с ним связанными. Теперь нам не составит труда заменить в нем лампочки, демонтировать и даже разобрать его для тюнинга.
Предыдущая