С развитием автомобильной индустрии развивалась и светотехника. Первые автомобили были оборудованы керосиновыми фонарями, но нормы безопасности требовали увеличения яркости и фокусировки света. В результате этого появилось большое количество осветительных приборов разной мощности и назначения. Чтобы предотвратить неправильную установку цоколи автомобильных ламп получили разную форму.
Понятие и функция цоколя
Первые электрические источники света подсоединялись к проводке при помощи винтовых соединений. Такой способ фиксации был неудобен и усложнял замену вышедшего из строя элемента. Прорывом в области осветительных приборов стала разработка Томаса Эдисона. В 1880 г. он представил свое изобретение – лампу накаливания с резьбовым цоколем. Впоследствии появилось множество вариантов несовместимых между собой цоколей.
Основная задача патрона и цоколя – изолировать проводники и обеспечить надежную фиксацию источника света, а при наружном использовании герметизировать фару или плафон. Материалы, из которых они изготовлены, должны выдерживать нагревание от источника света и не деформироваться, а контакты соответствовать силе тока и обеспечивать надежное соединение.
Конструкция автомобиля подразумевает наличие различных источников света. К каждому из которых предъявляются специфические требования по яркости, мощности и направленности светового пучка. Из-за того что внешне одинаковые лампы могут иметь разные характеристики, были разработаны стандартизированные обозначения.
к содержанию ↑Расшифровка маркировки по семействам
На территории СНГ можно встретить 3 основных стандарта, определяющих типы цоколей автомобильных ламп: отечественный (ГОСТ 2023.1-88 и ГОСТ 17100-79), европейский (IEC-EN 60061-1) и американский (ANSI).
ANSI и IEC являются совместимыми стандартами и имеют одинаковые обозначения для автомобильных осветительных приборов. Отличает их то, что к продукции, которая выпускается для американских потребителей, предъявляются менее строгие требования к формированию пучка света. Такие автолампы ограничены в показателе максимальной мощности, т.к. существует риск ослепления встречного автотранспорта.
Европейские
Наиболее распространенной является европейская стандартизация. Эти условные символы определяют тип лампы, для которых существуют стандартные цоколи:
- T (T4W) – мини-лампа;
- W в начале (W5W) – бесцокольная автолампа;
- W после цифры в конце (P21/5W, W3W) – мощность лампы в Вт.
- H (H1, H4, H6W) – галогенная лампа;
- С (C5W) – лампа софитного типа, иногда этот символ не указывается (10W);
- Y (PY21W) – колба таких ламп имеет оранжевый цвет;
- R (R5W) – с колбой 19 мм;
- P (P21W) – с колбой 26,5 мм.
Для автоламп с обозначениями R и P диаметр цоколя составляет 15 мм.
R2 (P45T) применялись в 50-70-х гг. для фар головного света. Сейчас они не используются. При замене ламп на старых автомобилях применяются специальные переходники, позволяющие использовать автолампы существующих стандартов (P43T).
Отечественные
ГОСТ 2023.1-88 был разработан во времена Советского союза. Его классификация автомобильных ламп основывается на европейских стандартах, но имеет менее привычный вид:
- А (А 12-21-3) – автомобильная;
- МН (АМН 24-3) – миниатюрная;
- С (АС 24-5-1) – софитная;
- КГ (АКГ 12-45+40) – кварцевая галогенная.
Число, идущее после букв, обозначает номинальное напряжение, а число после тире – мощность в Вт. Наличие знака «+» свидетельствует о наличии 2 тел накала (ближний/дальний), а цифра обозначает его мощность. После второго тире указывается отличительная особенность автолампы. Согласно ГОСТу лампы разделены на категории, цокольная часть которых совместима с европейскими аналогами.
Пример обозначения:
АКГ 12-55+45-1 (H3) – автомобильная кварцевая галогенная лампа накаливания категории H3 с номинальным напряжением 55 Вт для первого тела накала и 45 Вт для второго, отличающаяся от базовой модели. Как и европейские автолампы типа H3, она имеет цоколь PK22s и является взаимозаменяемой.
к содержанию ↑Обозначение ламп и их тип
Ориентироваться в отечественных маркировках источников света тяжелее, т.к. в них отсутствует информация о категории, к которой принадлежат автолампы, а определить тип цоколя без таблицы не получится. Поэтому изучать разновидности и виды автомобильных лампочек предпочтительнее по европейской классификации IEC.
Ксеноновые
Колба таких автоламп заполнена инертным газом (ксеноном), а свечение обеспечивает электрическая дуга между вольфрамовыми электродами. Благодаря высокой температуре повышается яркость свечения, а цветовой спектр приобретает синий оттенок (4600-6000 K).
Ксеноновые лампы имеют несфокусированный световой поток. Для его фокусировки применяется специальная оптика с линзами. Такие фары имеют обозначения DC, DR и DCR. Запрещено использовать такие источники света в автомобилях, конструкция которых для этого не предназначена.
Галогенные
Кварцевые галогенные лампы применяются для головного света фар. Их колбы заполнены парами галогенов (брома или йода). Наличие газа позволяет поднять температуру нити накаливания до 2700-3000 К и предотвратить выгорание вольфрама. Геометрия с применением короткой спирали обеспечивают хорошую фокусировку и спектр света, приближенный к естественному освещению. Колба таких лампочек изготовлена из кварцевого стекла.
Накаливания
С появлением галогенных автоламп классические лампы накаливания перестали использоваться в качестве основного освещения автомобиля. Внутри вакуумированной колбы из силикатного стекла находится вольфрамовая нить, обеспечивающая свечение при нагревании. В таких условиях максимальная температура нагрева спирали составляет 2000 К, а из-за большой длины нагревательного элемента сложно добиться хорошей фокусировки. Нить часто перегорает, а выгоревший вольфрам оседает на внутренней поверхности стекла.
Светодиодные
За последние несколько лет широкое распространение получили светодиодные лампы (LED). Свечение в них возникает благодаря высвобождению фотонов из полупроводников при прохождении тока, а спектр излучаемого света определяется химическим составом. Светоотдача мощных LED-ламп может составлять 70-100 лм/Вт, что в 5 раз выше, чем у галогенных аналогов. Универсальность позволяет создавать осветительные элементы любой конструкции и компоновки. Благодаря этому их можно использовать во всех системах освещения автомобилей.
к содержанию ↑Как определить тип цоколя по названию лампы?
На корпусе лампы может быть указана система ее соединения с патроном. Выделяют следующие типы цоколей автомобильных источников света: фланцевый (P), симметричный штифтовой (BA), несимметричный штифтовой (BAY, BAZ), софитный (SV), бесцокольный (W). Последний символ в маркировке обозначает количество контактов: s (1), d (2), t (3), q (4), p (5).
При отсутствии такой маркировки, следует воспользоваться таблицей:
Сфера применения | Тип лампы | Тип цоколя |
Головной свет и противотуманные фары | R2 | P45t |
H1 – читать обзор | P14,5s | |
H3 – читать обзор | PK22s | |
H4 (ближний / дальний) | P43t | |
H7 | PX26d | |
H8 | PGJ19-1 | |
H9 | PGJ19-5 | |
H11 | PGJ19-2 | |
H16 | PGJ19-3 | |
H27W/1 | PG13 | |
H27W/2 | PGJ13 | |
HB3 | P20d | |
HB4 | P22d | |
HB5 | PX29t | |
Ксеноновый головной свет | D1R | PK32d-3 |
D1S | PK32d-2 | |
D2R | P32d-3 | |
D2S | P32d-2 | |
D3S | PK32d-5 | |
D4R | P32d-6 | |
D4S | P32d-5 | |
Стоп-сигналы, задние фонари, указатели поворотов | P21/5W (P21/4W) | BAY15d |
P21W – читать обзор | BA15s | |
PY21W | BAU15s/19 | |
Габаритные огни, боковые указатели поворотов и подсветка номера | W5W | W2.1×9.5d |
T4W | BA9s/14 | |
R5W | BA15s/19 | |
H6W | PX26d | |
Подсветка салона и багажника | 10W | SV8,5 T11x37 |
C5W | SV8,5/8 | |
R5W | BA15s/19 | |
W5W | W2.1×9.5d |
С фланцем
Фланцевые лампочки используются для головного света автомобилей. Строгие стандарты расположения спирали позволяют добиться точной фокусировки света. В зависимости от назначения нить накала может быть свернута или растянута вдоль отражателя. Для использования в противотуманных фарах спираль размещается перпендикулярно.
Софитный
Софитные лампы по своей форме похожи со слаботочными предохранителями. Такая конструкция позволяет использовать плоский плафон. Они используются для подсветки салона, багажника, бардачка и номерных знаков.
Стеклянный
Бесцокольные автолампы имеют низкую мощность 1-21 Вт и устанавливаются в габаритные огни, повторители поворотов и панель приборов. Существуют модификации с пластиковым цоколем.
Штифтовый
Штифтовые лампы получили самое широкое применение. На одном автомобиле может быть установлено до 20 таких источников света. Существует 3 модификации:
- Симметричное расположение штифтов – прозрачное стекло, 1 спираль.
- Штифт, смещенный по высоте – прозрачное стекло, 2 элемента накала.
- Штифт, смещенный по окружности – оранжевое стекло, 1 нить накала.
Разъемные соединения светодиодных ламп
Благодаря маленькому размеру полупроводников возможна любая компоновка светодиодных ламп. Они могут быть использованы как для освещения приборной панели, так и для головного света автомобиля. Но для мощных LED необходимо наличие пассивного (радиатора) или активного (модульюя с вентилятором) охлаждения, что затрудняет установку цоколя стандартного типа. Для решения этой проблемы цоколь разделяется на 2 элемента:
- каркас с системой охлаждения для фиксации лампы;
- блок с контактами и драйвером на проводе.
Такая конструкция LED-ламп обеспечивает совместимость со всеми существующими типами цоколей.
? Пройди тест и сделай правильный выбор
Габариты твоего автомобиля
Ты часто ездишь в темное время суток?
Какие лампы устанавливал фары производитель?
Планируешь ли ты пользоваться светом при заглушенном двигателе?
Насколько ты стеснен в бюджете?
Имеешь ли ты привычку пристраиваться «в хвост» впереди идущему автомобилю?
Часто ли ты забываешь переключиться на ближний свет при появлении встречного автомобиля?
Share your Results: