Важно, чтобы показатели местного искусственного освещения соответствовали нормам в предназначенных для занятий детей помещениях, потому как низкий уровень освещенности может плохо отразиться на их здоровье. Для того чтобы зрение ребенка не ухудшалось, в домашних условиях используются, как правило, два типа освещения:
- общее, монтируемое на потолке;
- локальное: когда светотехнические приборы устанавливаются на рабочей поверхности (письменный стол, секретер и т. д.). Наиболее распространенным вариантом местного освещения такого плана является настольная лампа для школьника, использование которой актуально как для детей дошкольного возраста, так и для студентов.
Как правильно выбрать настольную лампу
Настольная лампа для школьника – немаловажный вопрос, встающий перед родителями, когда их ребенок идет в первый класс.
При выборе настольной лампы основными требованиями, предъявляемыми к светотехническому прибору, являются следующие:
- Возможность установки источника света (лампочки), обеспечивающей требуемый световой поток, в конкретную модель прибора (настольную лампу).
- Удобство использования.
- Простота обслуживания.
к содержанию ↑Важно! Чем проще конструкция настольной лампы, тем проще ребенку пользоваться ей, самостоятельно создавая комфортные условия работы за письменным столом во время выполнения домашних заданий и отдыха (настольные игры, чтение книг и т. д.).
Каким должен быть плафон или абажур
Плафон настольной лампы должен обеспечивать направленность светового потока, излучаемого источником света таким образом, чтобы не ослеплять пользователя и отсекать световые лучи, направленные вне зоны выполнения работы.
При выборе плафона необходимо обратить внимание на то, чтобы используемый источник света (лампа) не выступал за края плафона.
В противном случае абажур хорошо подойдет для декорирования помещения, но не для освещения рабочего места школьника.
Критериями выбора настольной лампы в отношении конструкции плафона являются следующие характеристики:
- форма – должна обеспечивать максимальную освещенность рабочей поверхности, что достигается при использовании плафонов в форме конуса или пирамиды;
- цвет – не должен отвлекать внимание и раздражать школьника, оптимальными решениями являются пастельные тона и зеленый цвет;
- материал, используемый при изготовлении, оказывает влияние на эксплуатационные показатели настольной лампы, а также отражается на ее стоимости.
к содержанию ↑Настольные лампы могут комплектоваться плафонами, изготовленными из стекла, пластика, ткани и металла. Это позволяет подобрать светильник в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями в заданном ценовом диапазоне.
Штатив
Элемент, обеспечивающий фиксированное положение источника света на какой-либо поверхности, называется штативом. Он может быть выполнен в виде жесткой конструкции либо в виде гибкой ножки, позволяющей изменять местоположение настольной лампы на письменном столе.
Настольные лампы могут быть выполнены с использованием штативов следующих типов: нерегулируемые, регулируемые, совмещенные с конструкцией «гибкая ножка».
Выбор конструкции штатива зависит от характера использования настольной лампы и требований по созданию необходимой освещенности в разных плоскостях по отношению к горизонтальной поверхности.
к содержанию ↑Струбцина или плоское основание
От способа размещения на поверхности стола зависит мобильность светотехнического прибора и количество полезной площади, занимаемой им при использовании.
Выбор конструкции светильника в зависимости от возможности его установки на поверхности стола производится исходя из размеров прибора, интенсивности его использования и личных предпочтений пользователей.
При использовании плоского основания важным является то, из какого материала оно выполнено. Точнее, какова его поверхность – матовая или зеркальная.
к содержанию ↑Важно! Зеркальная поверхность способна отражать падающие на нее лучи света, которые могут попадать ребенку в глаза, тем самым ослепляя его. Подобная ситуация будет провоцировать быструю утомляемость глаз.
Выключатель или возможны регулировки света
При устройстве освещения стола школьника возможно использование приборов, оснащенных регуляторами. Последние позволяют менять силу светового потока в зависимости от потребности в определенный момент времени.
Устройства, предназначенные для изменения силы светового потока, называются диммерами. Они используются в моделях, конструкция которых предусматривает использование светодиодных источников света.
Настольные лампы, работающие с лампами накаливания и люминесцентными аналогами, оснащаются выключателями, обеспечивающими два режима использования – «включено» и «выключено».
к содержанию ↑Диммеры, по своей сути, являются регуляторами мощности, которые обеспечивают плавное изменение силы свечения источника света.
Виды и мощность источников света
Как уже было написано выше, в качестве источника света в настольной лампе могут быть использованы светодиоды, энергосберегающие лампы и лампы накаливания.
Важным условием успешного использования того или иного источника света с конкретной моделью настольного светильника является соответствие цоколя лампы патрону светотехнического устройства, вмонтированному в его корпус.
Освещенность письменного стола школьника зависит от следующих технических характеристик используемого источника света:
- сила светового потока;
- цветовая температура;
- электрическая мощность.
Светодиодные настольные лампы для школьника являются оптимальным решением вопроса выбора лампы. Это обусловлено хорошими техническими характеристиками подобных устройств, обеспечивающих требуемую освещенность при низкой электрической мощности и малое количество выделяемого тепла во время работы.
По цвету свечения наиболее комфортными для глаза человека являются лампы желтого или теплого белого цвета, т. к. этот спектр наиболее близок к естественному, солнечному свету.
В настольных лампах для школьников наиболее востребованными являются источники света, обладающими следующей мощностью:
- для ламп накаливания – 60 Вт;
- для энергосберегающих приборов – 10-15 Вт;
- для светодиодных устройств – 7-11 Вт.
От электрической мощности и типа используемой лампы зависит температура нагрева прибора во время работы, что, в свою очередь, определяет режим использования светильника и его геометрические размеры.
к содержанию ↑Ошибки выбора и возможные последствия
Неправильный выбор настольной лампы может стать причиной утомляемости, а также способен спровоцировать болезни глаз, связанных с повреждением сетчатки.
Наиболее распространенные ошибки при выборе настольной лампы для школьника:
- Модель предполагает использование стеклянного плафона, который может разбиться (падение, удар и т. д.).
- Корпус выполнен из материала, имеющего высокую отражающую способность – хромированные или зеркальные корпуса могут ослеплять.
- Лампа, используемая в светильнике, выступает за края плафона. Согласно нормативным документам по освещению в источниках местного освещения светящиеся части ламп не должны выступать за края плафона.
- Малое расстояние между стенками плафона и используемым источником света – для моделей, использующих лампы накаливания.
- Яркий цвет корпуса.
- Использование ламп с цветовой температурой, отличной от рекомендуемой офтальмологами.
Видео
Заключение
Разнообразие моделей настольных ламп, представленных на отечественном рынке светотехнических приборов, позволяет выбрать изделие, соответствующее всем вышерассмотренным критериям. Широкий ассортимент позволяет учесть личные предпочтения ребенка, а также финансовые возможности родителей.
Предыдущая
Найти за приемлемые деньги настольную лампу для школьника не так уж просто, как может показаться. А если учесть те элементарные требования, как по мощности, так и по световому потоку, то покупка и вовсе становится настоящей проблемой. Лично мной, за последние 10 лет было куплено около 4 настольных ламп, и ни одна из них даже близко не отвечала таким требованиям. Такова реальность…
Купили дочке настольную лампу с регулировкой яркости и зеленым абажуром. Думаю, не ошиблись.
Основные параметры лампы должны быть идентичны для тех, кто много работает вечером за письменным столом. Это не только школьники, но и студенты, удаленные сотрудники, учителя и тд. Однозначно удобно, если можно регулировать высоту и наклон. По моему опыту, более надежные из металла, а не пластика.